Правовой статус конкурсного управляющего

Особенности правового положения конкурсного управляющего. Смагина И.А. Предпринимательское право

Правовой статус конкурсного управляющего

Конкурсное производство будет конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Основанием открытия конкурсного производства будет признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Конкурсное производство вводится сроком на год, кᴏᴛᴏᴩый может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев.

С даты открытия конкурсного производства наступают следующие правовые последствия:

  1. срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
  2. прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника,
  3. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну;
  4. совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, допускается только в порядке, установленном законодательством о банкротстве;
  5. прекращается исполнение по исполнительным документам, в т.ч. по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур;
  6. все требования кредитов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;
  7. исполнительные документы, исполнение по кᴏᴛᴏᴩым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;
  8. снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом должника;
  9. исполнение обязательств должника осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о несостоятельности (ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности правового положения конкурсного управляющего

Важно заметить, что одновременно с введением конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кᴏᴛᴏᴩый обладает следующими полномочиями:

  1. полномочия по распоряжению имуществом должника:
  2. принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;
  3. привлекать независимого оценщика для оценки имущества должника;
  4. принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
  5. анализировать финансовое состояние должника;
  6. принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
  7. формировать конкурсную массу. Конкурсная масса – все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры, за исключением имущества, изъятого из оборота; имущественных прав, связанных с личностью должника; социально значимых объектов;
  8. предъявлять к третьим лицам требования о взыскании дебиторской задолженности;
  9. реализовывать имущество должника.
  10. полномочия, осуществляемы в качестве руководителя должника:
  11. уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;
  12. увольнять работников должника
  13. заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;
  14. передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
  15. полномочия, направленные на установление размера требований кредиторов:
  16. заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявляемых к должнику;
  17. вести реестр требований кредиторов.

Кредиторы, желающие получить удовлетворение ϲʙᴏих требований, должны предъявить претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

По истечении ϶ᴛᴏго срока реестр требований кредиторов закрывается и конкурсный управляющий начинает производить расчеты с кредиторами в прядке очередности, установленной ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Требования, заявленные после закрытия реестра, удовлетворяются исключительно в случае, если у должника осталось имущество после расчетов с кредиторами, чьи требования содержатся в реестре.

Порядок расчетов с кредиторами

Расчеты с кредиторами начинаются с погашения внеочередных обязательств, к каковым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

а) судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений о введении процедур банкротства, иных сведений в процессе рассмотрения дела о банкротстве;б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

Очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, определяется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со статьей 855 ГК РФ.

После удовлетворения текущих требований кредиторов конкурсный управляющий производит выплаты кредиторам согласно очереди, установленной в п. 4 ст.

134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед кᴏᴛᴏᴩыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ϶ᴛᴏм требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по кᴏᴛᴏᴩым возникли до заключения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего договора залога.

Расчеты с кредиторами согласно указанной очередности осуществляются на базе следующих правил:

  1. требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника;
  2. при недостаточности денежных средств должника они распределяются между кредиторами ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению;
  3. требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований, подлежат удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника;
  4. требования кредиторов первой и второй очередей, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, подлежат удовлетворению до удовлетворения требований кредиторов последующих очередей. При ϶ᴛᴏм удовлетворение требований кредиторов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих очередей приостанавливается;
  5. требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. К числу погашенных ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также требования кредиторов, кᴏᴛᴏᴩые были отклонены конкурсным управляющим и не оспорены кредиторами или кᴏᴛᴏᴩые были признаны арбитражным судом необоснованными;
  6. кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства. При отсутствии замечаний по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

В течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда конкурсный управляющий должен представить его в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основания и правовые последствия введения конкурсного производства?
  2. Охарактеризуйте правовое положение конкурсного управляющего.
  3. Что входит в понятие «конкурсная масса»?
  4. В каком порядке производится удовлетворение требований кредиторов?
  5. Как соᴏᴛʜᴏϲᴙтся очереди удовлетворения требований кредиторов, закрепленные в ст. 64 ГК РФ и п. 4 ст.

    134 Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»?

Источник: //xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/4468/194059/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE.html

Правовое положение внешнего управляющего

Правовой статус конкурсного управляющего

Одним из возможных итогов процедуры финансового оздоровления, в соответствии с ныне действующим законодательством о банкротстве юридических лиц, является введение арбитражным судом процедуры внешнего управления.

Введение внешнего управления является весьма значимым событием для организации-должника, так как закон связывает с этим фактом существенные юридические последствия (статья 94 Закона).

Среди всех этих последствий наиболее интересными является радикальное изменение порядка управления должником – руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

В отличие от временного и административного управляющих внешний управляющий наделен значительно более широким кругом полномочий по управлению неплатежеспособным должником.

Фактически после отстранения руководителя должника от должности внешний управляющий до окончания периода внешнего управления приобретает полномочия, которые даже несколько шире, чем те, которыми обладало прежнее руководство должника.

Так, например, собственник имущества должника или органы управления должником не вправе принимать решения либо иным образом ограничивать полномочия внешнего управляющего по распоряжению имуществом организации-должника. Это, однако, не означает, что действия внешнего управляющего ничем не ограничены: п.

1 статьи 101 Закона обусловливают возможность заключения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, получением предварительного согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Конкретное содержание правомочий внешнего управляющего определяется в статье 99 Закона, содержащей перечень основных прав и обязанностей внешнего управляющего:

1. Права:

· распоряжение имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

· заключение от имени должника мирового соглашения;

· отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст.102 Закона;

· заявление в суд требований, связанных с недействительностью сделок и решений должника.

2. Обязанности:

· принятие имущества и осуществление инвентаризации;

· осуществление управления имуществом должника;

· разработка и представление собранию кредиторов плана внешнего управления;

· ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и контроля;

· принятие мер по взысканию задолженности перед должником (дебиторской задолженности) – указанные меры могут быть любыми и направлены на взыскание как денежных средств, так и иного имущества;

· исполнение плана внешнего управления – осуществление мероприятий, в нем названных, с соблюдением требований Закона о банкротстве;

· информирование комитета и собрания кредиторов о ходе проведения внешнего управления;

· представление отчета об итогах реализации плана внешнего управления, т.е. об итогах проведения наблюдения.

Правовое положение конкурсного управляющего

Существенными отличиями от правового положения временного управляющего и внешнего управляющего обладает статус конкурсного управляющего, участвующего при осуществлении завершающей стадии процесса банкротства – конкурсного производства.

При этом само конкурсное производство можно представить в качестве системы мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, во-первых, проведение ликвидации должника – юридического лица; во-вторых, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника.

В связи с этим статья 129 Закона регламентирует следующие полномочия конкурсного управляющего:

1. Права:

· распоряжаться имуществом должника в порядке, установленном;

· увольнять работников должника;

· заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 Закона;

· передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.

· предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником.

2. Обязанности:

· принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

· привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;

· уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;

· принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

· анализировать финансовое состояние должника;

· предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;

· заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

· вести реестр требований кредиторов;

· принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

Исходя из статьи 129 Закона, можно сделать вывод, что деятельность конкурсного управляющего в значительно большей степени, чем у иных управляющих формализована и подчинена предельно конкретной цели – наиболее справедливому распределению имущества должника между его кредиторами.

Напротив, правовое положение внешнего, административного и временного управляющих имеет в основе относительно самостоятельные действия управляющих, которые в значительно меньшей степени связаны в своих полномочиях решениями иных органов (в том числе и арбитражного суда).

Можно даже сказать, что именно от действий временного, административного и внешнего управляющих во многом зависит дальнейший ход процесса банкротства или даже его прекращение, в то время как процедура конкурсного производства более жестко регламентирована и имеет конкретную цель без возможности выбора каких-либо альтернатив.

Категория «арбитражный управляющий» является не новой в современном законодательстве. Аналогичная категория под названием «попечитель» существовала еще в дореволюционном законодательстве о банкротстве, в котором были определены статус и соответствующие ему функции «попечителя».

В законодательстве послесоветской России понятие «попечитель» было заменено на понятие «арбитражный управляющий», однако основополагающие принципы данной правовой категории были сохранены.

По мере становления и развития рыночной экономики в России понятие категории арбитражного управляющего претерпевало изменения, целью которых было обеспечение справедливого правосудия, учитывающего все спорные вопросы в делах о несостоятельности.

Арбитражный управляющий как значимая фигура в деле о банкротстве была впервые введена федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в 1998г. Далее произошли некоторые изменения законодательства о банкротстве, воплотившиеся в новом законе 2002г. Именно этот закон сегодня является основополагающим при определении статуса арбитражного управляющего.

Под статусом арбитражного управляющего понимается сумма прав и обязанностей, принадлежащих субъекту права. При этом выделяют как общие права и обязанности арбитражного управляющего, так и конкретные полномочия данного субъекта, возникающие на конкретных стадиях банкротства предприятия.

Перечень общих прав и обязанностей арбитражного управляющего указаны в статье 20 и ее частях федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Статус арбитражного управляющего, возникающий на каждой стадии процедуры банкротства предприятия описывается в статьях 66, 67, 83, 99, 129 соответствующих разделов Закона.

Кроме прав и обязанностей арбитражного управляющего при определении его статуса выделяют также требования, предъявляемые к его кандидатуре, что является основной неизменной частью статуса любого управляющего.

Одним из основополагающих требований, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего является его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Очевидно, что законодатель, утверждая такую норму закона, стремился подобрать наилучшую кандидатуру на должность арбитражного управляющего с точки зрения наличия практических навыков решения сложных вопросов и антикризисного управления предприятием. Однако подобные меры не привели к сближению статуса арбитражного управляющего и предпринимателя, напротив, законодатель создал субъект, не имеющий аналогов по правовому статусу в современном законодательстве.

1. Арбитражный процессуальный кодекс российской Федерации: офиц. текст: с изм. и доп. на 1 янв. 2009г. – М.: Эксмо, 2009. – 240с.

2. Гражданский кодекс российской федерации: принят от 21 дек. 2004г.: с изм. На 13 мая 2008г. [Электронный ресурс]. – [М., 2009]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»: офиц. текст.: с изм. и доп. на 30 дек. 2008. – М. : Ось-89, 2009. – 272с.

4. Бородин В.В. Правовая природа статуса арбитражных управляющих в законодательстве о несостоятельности и проблема правосубъектности юридических лиц [Электронный ресурс] / В.В. Бородин. – [2009]. – Режим доступа: //www.kodeks.ru

5. Денисов С.А Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве / С.А Денисов А.В Егоров С.В. Сарбаш. – М., 2003. – 189с.

6. Нарожная, О. Арбитражный управляющий: профессия и бизнес [Электронный ресурс ] / О. Нарожная. – [2009]. – Режим доступа: //www.top-manager.ru

7. Попондопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учеб. Пособие / В.Ф. Попондопуло. – М., 2001. С. 143.

8. Телюкина М.В. Конкурсное право: теория и практика несостоятельности (банкротства) / М.В. Телюкина – М.: Дело, 2002. – С. 393.

9. Энциклопедия юридических терминов – М.: Юрист, 2001. – 785с.

10. Юридический словарь [Электронный ресурс]. – [2009]. – Режим доступа: //www.informetr.ru/info/dictionary/739.

Источник: //studbooks.net/879237/pravo/pravovoe_polozhenie_vneshnego_upravlyayuschego

Правовой статус арбитражного управляющего в рамках процедуры банкротства

Правовой статус конкурсного управляющего

Также, конкурсный управляющий обязан предпринимать все меры к сохранности имущества должника.

Правовой статус конкурсного управляющего

Важно

Когда выявление подобных фактов имело место быть, привлекать виновное лицо к ответственности по правилам, изложенным в законодательных актах, и сообщать о нарушении в уполномоченные органы.

  • Вести иную деятельность по процедуре банкротства, которая регламентируется законодательно.

АУ должен хранить конфиденциальность полученных в процессе ведения дела о несостоятельности организации и в связи с ведением им деятельности арбитражного управляющего сведений, если законодательно не предусмотрен иной порядок действий. К этим сведениям относятся также служебная тайна и коммерческая тайна.

В ходе проведения процедуры специалист по процессу о банкротстве должен обеспечивать интересы кредиторов, должников и общественности, избирая разумные и добросовестные действия.

Доклад: правовой статус арбитражного управляющего в процедуре банкротства

Среди обязанностей, возникаемых у временного управляющего, можно выделить следующие: — принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника — это могут быть меры как юридические, так и фактические; — проводить анализ финансового состояния должника; — выявлять кредиторов должника; — вести реестр требований кредиторов; — уведомить кредиторов о введении наблюдения; — созвать и провести первое собрание; — представить отчет о результатах наблюдения. При этом статья 67 Закона не упоминает о возможности установления иных обязанностей временного управляющего; тем не менее представляется очевидным, что Закон может содержать указания и на другие обязанности, в частности в рамках процедур, применяемых к отдельным категориям должников.

Следующей последовательной стадией банкротства после процедуры наблюдения является финансовое оздоровление.

Правовой статус арбитражного управляющего в процедуре банкротства

АУ понесет предусмотренную законодательством ответственность. Виды арбитражных управляющих Права В ходе ведения дела о несостоятельности арбитражный управляющий обладает следующими правами:

  • По организации собрания кредиторов.
  • По сбору комитета кредиторов.
  • По обращению с ходатайствами или заявлениями в арбитражные суды в ситуациях, о которых говорится в законе.
  • На получение вознаграждения в сумме, установленной законодательно.
  • Находить для реализации необходимых процессов по делу о банкротстве других лиц, деятельность которых оплачивается должником.
  • Отправлять запросы в соответствующие органы для получения необходимой информации о должнике и тех, кто состоит в его органах управления также о лицах, контролирующих его деятельность.

Полномочия и задачи конкурсного управляющего по банкротству

Правовой статус конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий по банкротству — это лицо, назначаемое из списка саморегулируемой организации. В его задачи входит оптимизация финансовых действий предприятия, находящегося в процедуре банкротства, для погашения задолженности перед кредиторами.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

Само понятие входит в собирательное определение «арбитражный управляющий». Более подробно уяснить, кто такой конкурсный управляющий при банкротстве фирмы, поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который содержит основные нормы, регулирующие положения вышеуказанного лица.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов.

Ввиду приравнивания этого лица к руководителю организации-должника у кредиторов существуют определенные опасения в неверно выбранной стратегии погашения задолженности, несоблюдении функции конкурсного управляющего при банкротстве и злоупотребления правом.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

Ответственность и контроль за деятельностью

Процедура банкротства является объемной и сложной, ввиду этого не всегда удается привлечь к участию в нужную стадию компетентного специалиста.

В этом случае у кредиторов есть опасность остаться без денег. Для их защиты собранию (комитету) кредиторов предоставлено право отстранения назначенного лица.

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ, отстранение возможно в следующих случаях:

  • управляющий при банкротстве организации нарушил действующие нормы права, ввиду чего был исключен из саморегулируемой организации;
  • игнорирование обязанностей или если результат их исполнения не соответствует установленным нормам;
  • если существует вступивший в законную силу акт, устанавливающий привлечение к ответственности в виде дисквалификации;
  • возникновение ранее не известных обстоятельств, исключающих возможность привлечения ранее назначенного лица.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств представители собрания (комитета) кредиторов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. В случае подтверждения указанных в заявлении оснований суд выносит определение об отстранении конкурсного лица.

Статьей 20.4 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ установлена ответственность конкурсного управляющего при банкротстве, которая направлена на защиту финансового положения кредиторов. Если кредиторы понесли убытки в результате неграмотных действий конкурсного лица, последний будет обязан возместить их.

Порядок назначения и размер вознаграждения

При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации.

Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд.

После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.

Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.

Размер фиксированной суммы установлен ст. 20.6 ФЗ о банкротстве; конкурсный управляющий получает за выполнение своих функций денежное вознаграждение в размере 30 000 рублей. На основании пункта 13 статьи 20.

6, также подлежит выплачивать проценты в зависимости от размера суммы долга, которую удалось взыскать.

На законодательном уровне обязанность по оплате вознаграждения возложена на должника, но на практике часто ввиду отсутствия денежных средств у последнего оплату производит заявитель.

Источник: //ppt.ru/art/bankrotstvo/konkursniy-upravliayshiy

Права и обязанности арбитражного управляющего в процедуре несостоятельности

Правовой статус конкурсного управляющего

Арбитражный управляющий (АУ) — это лицо, которое проводит мероприятия по банкротству. Его кандидатура утверждается в арбитражном суде. К выбору арбитражного управляющего следует относиться ответственно, осведомленным о его профессиональных обязанностях и знать что требовать.

АУ как представитель суда полностью контролирует проведение процедуры несостоятельности. По итогам этапа банкротства он составляет заключение, от которого зависит решение суда по делу. Если управляющий не найдет достаточных оснований, чтобы объявить организацию банкротом, то решение суда также будет отрицательное.

Под присмотром назначенного специалиста по ведению дел о несостоятельности осуществляется анализ финансовой картины организации-должника, проводится оценка имущества, которое можно будет реализовать через торги. В то же время стоимость имущества оценивается специальными экспертами, а антикризисный руководитель принимает решение о том, что из имущества подлежит изъятию, а что остается у заемщика в собственности.

Роль арбитражного управляющего, является ключевой в проведении процедуры признания несостоятельности организации, заключается она в соблюдении оптимального баланса интересов как должника, так и кредитора с тем, чтобы минимизировать потери каждой из сторон. Руководителем, который управляет делом о несостоятельности, проводится огромная работа, заключающаяся в подготовке и проведении организационных и управленческих, имущественных и финансовых, а также правовых мероприятий во время процедуры банкротства.

Законодательно предусмотрена ответственность АУ.

Это регламентируется специальным Законом о несостоятельности, согласно которому при условии ненадлежащего исполнения или вовсе не исполнения управляющим его обязанностей, а также нарушения правил, регламентирующих профессиональную деятельность, АУ может быть отстранен согласно решению арбитражного суда. Чтобы такое решение судом было принято, какая-либо из принимающих участие в деле о банкротстве сторон должна выдвинуть соответствующее требование.

Установленный факт невыполнения или ненадлежащего выполнения АУ правил, регламентирующих профессиональную деятельность, которые были утверждены его СРО, скорее всего, повлечет за собой отстранение данного специалиста из состава саморегулируемой организации. В таком случае арбитражный управляющий также будет отстранен по постановлению арбитражного суда от дел, которые на него возложены. Такое отстранение производится по заявлению от саморегулируемой организации.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение АУ своих обязанностей, установленных законодательством о банкротстве (несостоятельности), может послужить причиной административной ответственности, наложенной на арбитражного управляющего.

Если в результате ненадлежащего выполнения или невыполнения специалистом по ведению дел о банкротстве его обязанностей были причинены убытки сторонам процесса о несостоятельности, то АУ понесет предусмотренную законодательством ответственность.

Права

В ходе ведения дела о несостоятельности арбитражный управляющий обладает следующими правами:

  • По организации собрания кредиторов.
  • По сбору комитета кредиторов.
  • По обращению с ходатайствами или заявлениями в арбитражные суды в ситуациях, о которых говорится в законе.
  • На получение вознаграждения в сумме, установленной законодательно.
  • Находить для реализации необходимых процессов по делу о банкротстве других лиц, деятельность которых оплачивается должником.
  • Отправлять запросы в соответствующие органы для получения необходимой информации о должнике и тех, кто состоит в его органах управления также о лицах, контролирующих его деятельность. АУ может запрашивать сведения об имуществе, которым владеют эти лица, контрагентах, с которыми должник взаимодействует, а также об обязательствах, имеющихся у организации перед физическими, юридическими лицами и государственными органами.
  • Попросить арбитражный суд об отстранении его от обязанностей АУ по делу о несостоятельности организации, подав соответствующее заявление.

Все те лица и органы, от которых были запрошены арбитражным управляющим, ведущим дело о несостоятельности, какие-либо сведения, должны предоставить их в течение недели.

Обязанности

По мере проведения процедуры признания несостоятельности организации арбитражному управляющему присваиваются обязанности:

  • Обеспечивать защиту имущества организации-должника.
  • Производить анализ состояния финансов должника, а также результатов инвестиционной и хозяйственной деятельности при банкротстве.
  • Фиксировать требования кредиторов в специально предназначенном для этого реестре.
  • По запросу лиц, которые потребуют организовать общее собрание кредиторов, арбитражный управляющий обязан предоставить им реестр требований не позднее 3 дней.
  • Если в процессе делопроизводства о банкротстве выявляются административные правонарушения или вовсе преступления, оповещать об этом соответствующие органы.
  • Извещать собрание кредиторов о действиях или сделках, за которые третьи лица несостоятельности должны быть привлечены к гражданско-правовой ответственности.
  • Расходы по осуществлению процедуры банкротства должны быть обоснованы и разумны.
  • В случае выявления признаков управляющим фиктивного преднамеренного банкротства оповещать об этом факте все стороны, которые участвуют в процессе признания несостоятельности в регламентированном законодательством порядке. А также эти сведения должны поступить в СРО, где состоит этот специалист, быть переданы собранию кредиторов и органов, которое уполномочены возбуждать дела о соответствующих нарушениях.
  • В ситуациях, когда действующее законодательство предписывает арбитражному управляющему обязательное привлечение других лиц в целях реализации его полномочий, они должны быть привлечены на условиях договора с профессионалом по делу о несостоятельности, который аккредитован в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Их деятельность должна оплачиваться в полном соответствии со всеми нормами законодательства.
  • По мере выявления фактов, которые свидетельствуют о нарушении должником обязанности подавать заявление о несостоятельности в арбитражный суд тогда и за те сроки, о которых говорится в соответствующей статье Федерального закона. Когда выявление подобных фактов имело место быть, привлекать виновное лицо к ответственности по правилам, изложенным в законодательных актах, и сообщать о нарушении в уполномоченные органы.
  • Вести иную деятельность по процедуре банкротства, которая регламентируется законодательно.

АУ должен хранить конфиденциальность полученных в процессе ведения дела о несостоятельности организации и в связи с ведением им деятельности арбитражного управляющего сведений, если законодательно не предусмотрен иной порядок действий. К этим сведениям относятся также служебная тайна и коммерческая тайна.

В ходе проведения процедуры специалист по процессу о банкротстве должен обеспечивать интересы кредиторов, должников и общественности, избирая разумные и добросовестные действия.

Полномочия, которыми обладает арбитражный управляющий по делу о финансовой несостоятельности и которые получены им согласно законодательству, не должны передаваться другим лицам.

Будучи утвержденными через арбитражный суд, АУ перенимают права по процессу банкротства у специалистов, которые занимались этим делом до них.

Помощник арбитражного управляющего

Помощниками арбитражных управляющих становятся те, кто в дальнейшем собирается делать карьеру по соответствующей профессии, и к ним предъявляются те же самые требования, что и к АУ.

Перед тем как стать полноценным специалистом по ведению дел о банкротстве, помощник должен побыть стажером в качестве заключительного этапа подготовки.

Стажировка в суде гарантирует получение будущим профессионалом необходимых знаний и умение использовать их на практике.

Прохождение практикума становится для помощника своеобразной проверкой их профпригодности для успешного и эффективного выполнения данной работы в будущем.

Стажироваться будущий арбитражный управляющий в ходе обучения профессии может от полугода до года.

Если по результатам стажировки АУ получает положительные отзывы о своей работе, то время его практикума будет засчитано и его примут в ряды саморегулируемой организации.

Поэтапное освоение профессии помогает стажерам получить все необходимые знания по теории и практике деятельности арбитражным управляющим.

На протяжении подготовки создаются все условия, содержащие максимум практической информации о несостоятельности, что способствует должному по качеству осуществлению будущими профессионалами их обязанностей.

Требования к АУ

Согласно законодательству стать арбитражным управляющим может только человек, имеющий гражданство РФ и состоять в СРО (саморегулируемой организации).

Саморегулируемые организации предъявляют строгие требования для вступления в свои ряды к арбитражным управляющим. Стандартные требования большинства СРО соответствуют пунктам закона, в котором регламентируется правовой статус профессионала по ведению дела о несостоятельности организаций.

Особенности правового статуса

В Федеральных законах о банкротстве прописаны следующие пункты о правовом статусе арбитражного управляющего:

  • им может быть исключительно гражданин РФ;
  • арбитражному управляющему следует иметь диплом о высшем профобразовании;
  • он должен обладать опытом работы на руководящей должности сроком не менее 2-х лет;
  • для работы арбитражным управляющим необходимо пройти экзаменовку по программе теоретической базы знаний;
  • требуется также пройти стажировку на протяжении 2-3 месяцев как помощник управляющего в делах о банкротстве;
  • для работы нужно иметь незапятнанную биографию с отсутствием судимости за экономические и другие преступления;
  • арбитражный управляющий должен состоять в саморегулируемой организации.

Руководитель делом о несостоятельности имеет право состоять в членстве только единственной саморегулируемой организации. Кредиторы обладают полномочиями по выдвижению своих дополнительных пожеланий к арбитражному управляющему:

  • оконченное высшее юридическое или высшее экономическое образование. Также могут затребовать наличие диплома в соответствии специальности со сферой деятельности организации-должника;
  • стаж трудовой деятельности на руководящей должности в организации, сфера деятельности которой соответствует отрасли банкротящегося;
  • необходимое количество доведенных до финала дел о несостоятельности в качестве АУ.

Карточка арбитражного управляющего

Каждый специалист данного профиля, как и руководитель саморегулируемой организации, имеет заведенные на имя арбитражного управляющего карточки.

Эти карточки содержатся у сотрудника структурного отделения по защите гостайны Росрегистрации, уполномоченного заниматься подобной деятельностью.

Документ хранится там столько времени, сколько арбитражный управляющий числится в какой-либо СРО.

Отчет

Отчет арбитражный управляющий ведет на протяжении всей процедуры банкротства. Делится она на этапы, включающие наблюдение и внешнее управление, а также конкурсное производство, финансовое оздоровление. На протяжении этих стадий АУ должен составить соответствующие выводы и занести их в отчет.

Типовые формы, по которым управляющий процедурой банкротства составляет отчетность, утверждаются Минюстом РФ. После составления АУ ставит на них свою подпись. Отчеты представляются в виде брошюр с документами, которые прилагаются к ним.

Как найти арбитражного управляющего?

Кандидата, подходящего на роль профессионала, который будет вести ваше дело о несостоятельности, можно найти, воспользовавшись поиском в интернете, базами данных, а также рекомендациями друзей и знакомых.

Многие арбитражные управляющие имеют свои сайты, где можно почерпнуть информацию о нем. Обычно указывается количество успешно завершенных дел о несостоятельности, образование кандидата, его стаж работы.

Еще один вариант — найти саморегулируемую организацию в вашем регионе и попросить посоветовать арбитражного управляющего для дела о банкротстве.

Проверить, есть ли запись о найденном специалисте в специализированном реестре, можно на сайте, принадлежащем Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Дополнительно полезно навести справки о том, не привлекался ли к административной ответственности арбитражный управляющий в ходе выполнения своих обязанностей.

Источник: //bankrotstvoved.ru/arbitrazhnyj-upravlyayusshij

Адвокат.ру
Добавить комментарий