Особенности налоговых споров в арбитражном суде

Особенности рассмотрения налоговых споров в суде

Особенности налоговых споров в арбитражном суде

Когда субъекты предпринимательской деятельности не согласны с тем как налоговый орган выполняет управленческие функции, возникает налоговый спор. Разрешить налоговый спор можно путём его обжалования. Современное законодательство РФ предусматривает несколько способов обжалования:

– обжалование в вышестоящий налоговый орган;

– обжалование в орган надзора;

– обжалование в суд.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

 Способ и процедура такого обжалования различается в зависимости от предмета спора:

– процедура обжалования нормативных актов налоговых органов;

– процедура обжалования ненормативных актов налоговых органов.

Давайте рассмотрим особенности налоговых споров по порядку.

Обжалование в вышестоящий налоговый орган

В вышестоящем налоговом органе обжалуется любой ненормативный акт территориального налогового органа – налоговой инспекции.

Ненормативный акт налоговой инспекции – это решение в любой форме, затрагивающее только конкретного гражданина, предпринимателя или юридическое лицо. Решение о привлечении к административной ответственности, доначисление налога, аннулирование разрешительного документа, и т.д.

Такие акты вначале обжалуются только в вышестоящем налоговом органе. Делается это в интересах самих же граждан и бизнеса, из-за процессуальных особенностей налоговых споров.

Дело в том, что каждое решение налогового органа принимается на основании той или иной проверки, в рамках которой исследуется наличная у проверяемого и в налоговом органе документация.

Если необходимой документации недостаточно для того, чтобы сделать вывод о правомерности действий проверяемого, налоговая инспекция критически оценивает наличные документы, и делает вывод, что надлежащие документы поданы не были.

Здесь речь идёт о тех документах, подача которых не является обязательной в рамках отчётности. В таком случае единственный способ доказать правоту – подать дополнительные документы. А возможно это в рамках рассмотрения жалобы на решение налогового органа.

В то время как суд не признает незаконным решение налогового органа, по причине не учёта документов, которые ему не подавались. Таким образом, если бы налогоплательщики имели  право на разрешение налоговых споров в арбитражных судах сразу, они могли проиграть дело уже в момент подачи жалобы. Такая проблема есть на Украине, где налогоплательщик имеет возможность прямого обжалования ненормативного акта налоговой в суд.

Порядок обжалования в вышестоящий орган

Жалоба на ненормативный акт подаётся через территориальную налоговую инспекцию, которая в течение трёх дней с момента получения обязана направить жалобу по назначению. В жалобе необходимо указать:

– реквизиты, включая полное наименование, адрес и налоговый номер;

– реквизиты вышестоящего налогового органа;

– название обжалуемого ненормативного акта, включая серию, номер и дату издания;

– суть нарушений, допущенных налоговым органом, с нормативным обоснованием;

– требования;

– способ получения ответного решения.

Жалоба подписывается лично и представителем или адвокатом с оформленными полномочиями.

Составляя жалобу (скачать шаблоны жалоб) нужно уделить особое внимание нормативно-правовой аргументации. Вышестоящий орган не будет выстраивать обоснование невиновности.

Кроме ссылки на законы и кодексы, не забудьте указать подзаконные акты, регулирующие деятельность должностных лиц. Важно правильно выстроить требования.

Если налоговая инспекция приняла незаконное решение, то вы должны требовать его отменить, если вы оспариваете действие или бездействие – нужно требовать признать его неправомерным, и обязать произвести требуемое действие.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

Сроки подачи и рассмотрения жалобы зависят от предмета обжалования. Если жалоба подаётся на сам ненормативный акт, то её срок составляет один год, который исчисляется с момента принятия такого акта.

Если же суть спора – действие или бездействие налогового органа, связанное с принятием или исполнением того или иного ненормативного акта, то установленный годичный срок исчисляется с того момента когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав, или должен был об этом узнать.

По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящий налоговый орган может отменить решение налоговой инспекции, изменить его, обязать совершить действия, или отказать в удовлетворении жалобы. В отличие от суда налоговые органы вправе отходить от требований налогоплательщика. Он может изменить решение налоговой инспекции, которое вы просили отменить.

Если вы не согласны с решением вышестоящего налогового органа вы можете обжаловать его в Федеральную налоговую службу, или вправе сразу обжаловать в арбитражном суде.

Апелляционная жалоба на решение вышестоящего органа

Федеральная налоговая служба редко придерживается иной правовой позиции, чем территориальные органы.

Но если ваши права были нарушены не только в момент принятия обжалованного решения, но и в процессе рассмотрения первичной жалобы, есть смысл обратиться с жалобой в Федеральную налоговую службу.

К апелляционной жалобе предъявляются такие же требования, как и к первичной жалобе, но требуется указать, в чём неправомерность решения вышестоящего налогового органа. Подать апелляционную жалобу можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия решения вышестоящего налогового органа.

Особенности рассмотрения налоговых споров арбитражными судами

Арбитражные суды рассматривают дела:

– про отмену ненормативных актов налоговых органов после обжалования по вертикали;

– процессуальные споры: про признание незаконными действия или бездействия налоговых органов после обжалования по вертикали;

– про обжалование ненормативных актов Федеральной налоговой службы, несвязанных с рассмотрением жалоб на решения территориальных налоговых органов;

– про обжалование любых нормативных актов налоговых органов.

Чтобы начать судебный процесс составляется исковое заявление. Если вы собираетесь обжаловать ненормативное решение, то заявление, которые вы подавали в вышестоящий налоговый орган, послужит хорошей основой для иска с уже готовым обоснованием.

Но важно помнить, что арбитражный суд не может изменять решения налоговых органов. Суд может его отменить полностью или частично, либо оставить в силе.

Если вы обжалуете действия или бездействия налогового органа, суд может признать действия незаконными и обязать налоговый орган осуществить требуемое.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите Бесплатную консультацию специалистов

Особенность налоговых споров в арбитражном суде в том, что налоговый орган обязан доказать правомерность решения или действия. Если он не сможет этого сделать суд примет положительное для вас решение. Своего рода презумпция неправомерности действий и решений налогового органа.

Подать иск в арбитражный суд на налоговый орган можно на протяжении трёх месяцев с момента принятия спорного решения или осуществления действия.

Решение арбитражного суда на общих основаниях арбитражного процесса можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке.

Процессуальные особенности рассмотрения налоговых споров касаются и территориальной подсудности. Истец вправе предъявить иск к налоговому орган, как по своему месту проживания, так и по месту нахождения налогового органа. Лучше всего обращаться в арбитражный суд подальше от налогового органа, тем самым гарантирую максимальную беспристрастность.

Действие ненормативного акта налогового органа при обжаловании

Само по себе обжалование решения налогового органа не влечёт за собой автоматического приостановления действия. Решение будет исполняться, к вам будут приходить судебные исполнители, накладывать аресты, и осуществлять прочие исполнительные действия. Но исполнение такого решения можно приостановить.

Если вы обжалуете решение по вертикали, вместе с жалобой нужно подать заявление о приостановлении действия спорного решения. Но это возможно только в том случае если вы получите банковскую гарантию выполнения ваших налоговых обязательств, которая будет действительна ещё полгода, с момента подачи жалобы.

При рассмотрении процессуальных налоговых споров можно приостановить выполнение решения. Судья не требует банковских гарантий, но нужно аргументировать необходимость приостановления выполнения решения, невозможностью дальнейшей отмены действий осуществлённых во исполнение спорного решения.

У налогоплательщиков есть широкие права на защиту от неправомерных действий налоговых органов. Но при подготовке жалоб и исковых заявлений лучше воспользоваться услугами профессиональных юристов, чтобы по результатам обжалования у вас была максимальная выгода.

Для консультаций Вам нужно обратиться к нашим Специалистам.

Источник: https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/osobennosti-rassmotreniya-nalogovyh-sporov-v-aritrazhnom-sude/

Налоговый Арбитраж

Особенности налоговых споров в арбитражном суде

Налоговый арбитраж – судебный порядок урегулирования налоговых споров, относящихся к компетенции арбитражных судов. Это понятие не закреплено на законодательном уровне и носит лишь практическое значение. Однако такой подход позволяет выделять налоговые споры, их признаки, специфику и практику рассмотрения среди прочих арбитражных дел.

Тенденции в сфере урегулирования налоговых споров

Последние годы наметилась тенденция повышения значимости досудебного урегулирования налоговых споров.

Проще говоря, если налогоплательщик с чем-то не согласен, ему для начала предоставляется возможность подать возражение или жалобу в вышестоящий налоговый орган. Удобство и скорость – очевидные преимущества такого разрешения разногласий.

И все бы хорошо, если бы не одно обстоятельство – вероятность добиться по спорному вопросу решения в свою пользу бывает не очень высока.

Если нет прецедентов, очевидных нарушений и (или) ошибок со стороны органов ФНС, возражения и жалобы – бессмысленная трата времени, за редкими исключениями. И в этом плане обращение в суд выглядит куда более эффективным:

  • В налоговом арбитраже позиция органов ФНС не принимается за истину в последней инстанции – она должна быть доказана, а доводы налогоплательщика – опровергнуты.
  • Налоговики – не арбитражные юристы, поэтому в суде порой выглядят слабовато.
  • То, как трактует законодательство и применение отдельных норм арбитражный суд, часто отличается от мнения Минфина, ФНС и ее территориальных инспекций.
  • На сегодняшний день практика налогового арбитража имеет принципиально важное значение. Ею руководствуются сами судьи. На нее можно сослаться, и эти доводы будут приняты. Она учитывается при внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство. Налоговые инспекторы стараются придерживаться судебных решений, которые были вынесены ранее, в своей повседневной практике.

Какие дела рассматривает налоговый арбитраж

В налоговый арбитраж вправе обратиться:

  • налогоплательщики и налоговые агенты – юридические лица и индивидуальные предприниматели;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы – в пределах своей компетенции в сфере так называемых таможенных налогов (налоги, пошлины, сборы и прочие обязательные платежи по линии таможни).

Юридические лица и ИП обращаются в налоговый арбитраж:

  • Для обжалования ненормативных актов налогового органа (ИФНС) или решений, действий (бездействия) его должностных лиц (Глава 24 АПК РФ). Ненормативный акт – это любой из документов, указанных в налоговом законодательстве, подписанный руководителем (его замом) и касающийся конкретного налогоплательщика. Например, акт проверки, требование, письмо и др.
  • Для обжалования решения (постановления) о привлечении к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (§ 2 Главы 25 АПК РФ).

Налоговые органы обращаются в арбитраж:

  • Для взыскания обязательных платежей и санкций (Глава 26 АПК РФ).
  • Для судебного разбирательства и привлечения к административной ответственности за совершение налогового правонарушения (§ 1 Главы 25 АПК РФ).

Процедурные вопросы

Налоговый кодекс РФ (ст.

138 части 1 НК) предоставляет юридическим лицам и ИП возможность выбора, в каком порядке – инстанционном или судебном – подать жалобу на акты налогового органа, решения и действия (бездействие) должностных лиц ФНС.

Однако часть 2 ст. 138 НК РФ устанавливает обязательность досудебного урегулирования разногласий, поэтому налоговый арбитраж не примет заявление, пока вы не попытаетесь разобраться с проблемой на месте.

Соблюсти только формальности или дотошно подойти к жалобе – решается индивидуально. Специфика спора, ИФНС и ее позиция, прецеденты, прогнозы по делу и другие нюансы – все имеет значение. Анализ спора – часть юридической работы.

В ряде случаев разумно обратиться в вышестоящий налоговый орган, даже если высока вероятность отказа.

Это нужно, чтобы «прощупать почву», понять в целом позицию налоговиков и их «козыри», лучше подготовиться к предстоящему судебному процессу и дать себе дополнительное время на сбор доказательств.

Для обращения в арбитражный суд необходимо подготовить заявление о признании акта недействительным или о признании решения (действия, бездействия) незаконным. Одновременно можно обратиться с ходатайством о приостановлении действия оспариваемого акта или решения.

Допустимый срок подачи заявления – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Дело рассматривается в налоговом арбитраже судьей единолично, в течение 3 месяцев, а в случае продления – в течение 6 месяцев. Разбирательство – полноценный судебный процесс.

Каждая из сторон должна доказать в арбитраже свою позицию и подтвердить ее фактами, ссылками на законы, документами и другими доказательствами.

В случае оспаривания решения (постановления) о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение применяется аналогичный порядок, но нужно учитывать некоторые особенности:

  • срок обращения в налоговый арбитраж – 10 дней с момента получения копии обжалуемого решения;
  • срок рассмотрения дела – 2 месяца;
  • налоговый орган (его представитель) обязан доказать, что нарушение было, а вот заявитель доказывать обратное – не обязан.

Если в налоговый арбитраж обращается налоговый орган, то предметом спора может быть либо привлечение к ответственности, либо взыскание обязательных платежей и санкций. В первом случае разбирательство может длиться 2 месяца, во втором – 3 месяца.

Поскольку в этих делах со стороны налоговиков преобладает обвинительный уклон, именно они и должны доказывать, что нарушение было или что взысканию подлежит конкретная сумма и расчет сделан правильно. Юридическое лицо или ИП вправе, но не обязан оспаривать доводы налогового органа.

Правда, лучше все-таки такой возможностью воспользоваться, более того – защищаться с помощью хорошего арбитражного юриста.

Арбитражная практика споров с налоговым органом

Соблюсти все формальности – важная, но не главная задача в споре с налоговиками. Нужно ставить реальные цели и понимать, за счет чего их можно будет достичь в арбитраже. И здесь неважно, что вам говорят в ИФНС, как они смотрят на дело, что «советуют» и какие «письма счастья» вам присылают. Важно, как вы сможете убедить суд в своей правоте – об этом нужно думать в первую очередь.

Что следует учитывать, исходя из судебной практики сегодняшнего дня:

  • Абсолютное большинство дел – победы налогового органа. Причины – ниже.
  • Количество дел, рассматриваемых в налоговом арбитраже, резко сократилось еще в 2016 году (почти в 2 раза по сравнению с 2015 г.). И тенденция продолжается, правда, уже не так явно. Это связано с активной досудебной работой налоговиков. Они мониторят и учитывают судебную практику, не доводят бесперспективные для них споры до арбитража, а если и идут в суд – только по делам с высокой, как им кажется, вероятностью выигрыша.
  • Из-за указанных выше причин сокращения арбитражных дел споры стали более сложными – очень сложными как по содержанию, так и по уровню доказывания сторонами своей позиции.
  • Несмотря на то, что АПК РФ прямо возлагает обязанность доказывания на налоговые органы, практика идет несколько иным путем: суды в обязательном порядке смотрят, слушают и оценивают то, что представил и заявил налогоплательщик. Если позиция слаба, суды встают на сторону ИФНС.
  • ФНС активно собирает и анализирует судебную практику по налоговым спорам. Каждое проигранное дело досконально разбирается, а любой обобщенный опыт доводится до рядовых инспекторов. Что получается в результате: в каждом арбитражном споре позиция конкретной ИФНС, конкретного инспектора – позиция всей ФНС, а вот налогоплательщики зачастую действуют хаотично, каждый сам за себя, порой без элементарной юридической поддержки. В такой ситуации, к сожалению, прецеденты практически всегда создают налоговики, а если прецедент был – приходится бороться не только с позицией ФНС, но и с ранее состоявшейся по аналогичному вопросу позицией арбитража.
  • Статус «жертвы» уже не работает. Еще несколько лет назад можно было представить в суде в роли жертвы, которую замучили проверками и поборами. Сегодня такой подход не пройдет. ФНС хорошо поработала над имиджем и теперь убедительно выставляет себя защитником публичных интересов и социальной справедливости.
  • В чем нельзя отказать ФНС – повышение качества своей работы, в том числе юридического характера. Поэтому нужно быть готовым, что в суд их представитель обязательно придет, причем мотивированным и хорошо подготовленным.

Сегодня споры в налоговом арбитраже выигрывают не налогоплательщики, а их юристы. Поэтому если ваша цель – отстоять свои права, да даже просто попытаться выиграть, первое, с чего надо начать – визит к арбитражному налоговому юристу.

Источник: https://yuristica.ru/stati/nalogovyj-arbitrazh

Особенности налоговых споров

Особенности налоговых споров в арбитражном суде

Налоговый кодекс РФ не конкретизирует порядок рассмотрения налоговых споров в суде. Собственно, налоговые споры регулируются положениями АПК РФ  и КАС РФ, поэтому особенностей в части порядка подачи заявления, принятия не предусмотрено. Также ст. 137-138 НК РФ регламентировано право и установлен порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий).

  При этом, в обязательном порядке судебному рассмотрению налоговых споров предшествует административное производство рассмотрения спора  в вышестоящих налоговых органах, где налогоплательщик пользуется всеми основными процессуальными правами, предусмотренными АПК РФ: право на представителя, назначение экспертизы, переводчика, предоставление возражения, отзыва, вызов свидетеля, предоставление доказательств.

 Судебная защита интересов по объективным причинам имеет ряд преимуществ, и при наличии обязательного административного порядка урегулирования спора остается актуальной:

– возможность принятия обеспечительных мер, если это позволяет предмет спора;

– объективность как следствие рассмотрения дела вне рамок системы налоговых органов;

–  упорядоченность и урегулированность всех стадий судопроизводства.

 Предмет обжалования

Процессуальным законодательством, НК РФ не ограничен предмет обжалования, однако стоит выделить наиболее актуальные споры:

  • О признании недействительным ненормативного/нормативного акта налогового органа.
  • О признании незаконным действия/бездействия должностного лица  налогового органа.
  • О возврате из бюджета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
  • О возмещении убытков, причиненных действиями (бездействием) налоговых органов.

 Рассмотрение дела

Существенным отличием рассмотрения дела в административном порядке является действие  ряда презумпций, которые формируют особенности процесса: презумпция добросовестности налогоплательщика, презумпция невиновности налогоплательщика, презумпция цены  товаров.

Предполагается, что сведения, содержащиеся в налоговой декларации, а также иная документация экономически оправданы и достоверны. Также налогоплательщик не несет ответственности за надлежащее исполнение налоговой обязанности иных лиц, в частности своих партнеров, контрагентов по сделкам.

 Важной презумпцией является экономическая оправданность цены сделки, а также тот факт, что налоговые органы не вправе давать оценку разумности, понесенных расходов налогоплательщиком (например, Постановление ФАС Уральского округа от 22 июля 2009 г. по делу № А60-38244/2008-С6).

Названная презумпция часто используется в делах об оспаривании взаимозависимости лиц, цены контролируемой сделки.

Особо важна презумпция правоты налогоплательщика, которая выражается в том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика (ст. 3 НК РФ).

Сложность заключается в том, что, как правило, споры между налогоплательщиком и налоговым органом возникают в отношении применения норм одного-двухлетней давности, по которым у налогового   органа на тот момент отсутствовала единая практика применения, но сформировалась на момент судебного разбирательства.

 Бремя доказывания

Также важную роль при распределении бремени доказывания играет презумпция невиновности налогоплательщика, в связи с чем, налоговым органам требуется доказать:

  • Обстоятельства и основания принятия оспариваемого акта.
  • Соответствие действий/ бездействий налоговых органов закону.
  • Наличие полномочий на совершение тех или иных действий, проведение мероприятий.
  • Факт наличия налогового правонарушения.
  • Вину налогоплательщика.

Принимая во внимание действие презумпций, тем не менее, ряд обстоятельств и фактов, исходя из судебной практики, подлежат доказыванию налогоплательщиком:

  • Достоверность хозяйственных операций.
  • Объемы понесенных убытков.
  • Правомерность и обоснованность вычетов, льгот.
  • Соблюдение срока давности при подаче заявления в суд.

Также, суды нередко при обобщении практики указывают, что суд, давая оценку добросовестности налогоплательщика, должен установить такие факты, как: отсутствие деловой цели, открытие счета в банке с заведомо нестабильной финансовой репутацией и иные вопросы, которые могут ставить под сомнение добросовестность налогоплательщика.

 Налоговая выгода

Названное понятие весьма актуально и широко истолковано ВАС РФ, подразумевает под собой любые действия налогоплательщика, направленные на уменьшение налоговой обязанности, получение льгот, применение более низкой налоговой ставки, получение права на возмещение налога из бюджета.

Наличие налоговой выгоды в арбитражном процессе обязан доказать налоговый орган (Постановление ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г.). При этом налоговая выгода не считается обоснованной, если налогоплательщик получил выгоду не в связи с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности.

Также  налоговым органам следует доказать умысел, принимая во внимание тот факт, что сама налоговая выгода не является деловой целью. Чаще всего для получения налоговой выгоды налогоплательщики используют операции с  аффилированными и взаимозависимыми лицами, однако обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капиталов.

 Наличие выгоды, исходя из судебной практики, должен доказать налоговый орган, так как эта категория граничит с презумпцией добросовестности, однако это не исключает право налогоплательщика предоставлять доказательства.

 Услуги юридической фирмы «BRACE»

Преимущественная часть налоговых споров связаны с НДС, контролируемыми сделками, оспариванием актов налоговых проверок. Так или иначе, рассмотрение дел в административном порядке отличается динамичностью судебной практики и законодательства. Специалисты фирмы «BRACE» на протяжении долгого времени оказывают юридические услуги по финансовым и налоговым вопросам, в частности:

  • Консультирование налогоплательщиков, поиск альтернатив решения спора.
  • Правовой анализ (устный, письменный).
  • Подготовка заявления в арбитражный суд, ходатайств, жалоб.
  • Правовая помощь в анализе доказательств.
  • Представительство интересов в суде.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/291-osobennosti-nalogovykh-sporov

Налоговые споры в арбитражном суде в 2019 году – пример, особенности рассмотрения, практика

Особенности налоговых споров в арбитражном суде

Абсолютно каждая организация, или ИП имеют отношения с налоговой службой. И достаточно часто между лицами происходят налоговые споры, которые вызваны разногласием мнения по поводу исполнения или неисполнения налогового кодекса.

Следует учитывать все тонкости рассмотрения этого дела, что является признаками налоговых споров, а также каким образом классифицируют налоговые споры.

Что это такое

Юридическое разногласие, которое возникает между стороной налогоплательщика и государственной организацией называют налоговым спором.

Споры образовываются в том порядке, если состоит вопрос в том, а правильно ли происходит применение законодательных норм, и регулируется ли вопрос уполномоченными лицами.

Важные понятия

Налоговый спор – это спор, не разрешен в административном порядке конфликтного налогового органа с плательщиком налогов по поводу объема налоговых прав и обязанностей в нужный период.

Иногда сюда могут включаться и конституционно-правовые составляющие, например, когда речь идет о проверке Конституционным Судом РФ конституционности тех или иных положений налогового законодательства.

Что относят к НС

Чтобы гражданин знал, какой план действий необходимо предпринимать, следует понимать, что за споры возникают в подобном случае.

Такая осведомленность поможет в дальнейшем в выборе тактических или стратегических шагов к решению проблемы.

Можно выделить несколько видов классификации, по которым разделяют налоговые споры. Бывают такие виды споров:

Правовые спорыПри таком раскладе идется не правильное рассмотрение законодательной нормы. Такие споры разрешаются еще до судебного процесса
Процедурный вид споровТакой спор подразумевается в том случае, если налогоплательщик утверждает, что налоговая проверка проводится не надлежащим путем
Фактический тип споровАрбитражным судом рассматривается процесс по поводу деятельности налогоплательщика, и что касается налогообложения

Кто выступает инициатором споров:

Инициатор налогоплательщикПозиция налогового органа предаются обжалованию
Инициатор налоговый органПринуждение к оплате налогов, применение штрафов
Инициатор таможенная служба

Каким образом происходит решение споров:

  1. До судебного процесса.
  2. Судебной инстанцией.

При каких же моментах возникают налоговые споры:

  1. Взыскание долга и пени по налоговой оплате.
  2. Применении штрафов за нарушение налогового кодекса.
  3. Применении меры пресечения в налоговой структуре.
  4. При проверке налоговиков на наличие конституционных стандартов.

Не редко споры бывают комбинированы, и могут иметь особенности нескольких их видов. Споры могут рассматривать в такие органы:

  1. Конституционный суд.
  2. Арбитражный суд.
  3. Общий суд юрисдикции административных дел.
  4. Судом субъекта РФ.

Законодательная база

При разбирательстве дела арбитражный суд берет за основу общие законодательные акты, а так же Арбитражный Процессуальный Кодекс РФ.

В соответствии со ст. 101 НК РФ необходимо пытаться урегулировать налоговый спор до суда. Досудебное регулирование осуществляется по правовым нарушениям, которые выявлены в ходе проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении либо отказе в привлечении к ответственности за совершение нарушения в области налогов может оспариваться в порядке суда только после его обжалования в вышестоящую налоговую организацию.

Какие признаки

Налоговые споры имеют такие признаки:

Субъективный составОтечественная или иностранная фирма, ИП, или налоговый орган
Суть налоговых споровЭто разные мнения по поводу исполнения законодательных норм
Не решение спораТакие споры возникают в результате нескольких мнений по поводу исполнения налогового кодекса налогоплательщика или налоговым органом

Явными признаками процессуальных условий считаются:

  1. Особенность спора. Виды споров.
  2. Субъект. Судебный орган.
  3. Решение налоговых ситуаций.

Иногда при подаче иска, налогоплательщик не зарегистрирован как ИП, но возникают налоговые разногласия, то разрешение его происходит в третейском суде.

Функции, которые выполняет комиссия

Достаточно распространен тот случай, когда налогоплательщика вызывает комиссия для того, что тот узаконил базу налога из-за нерентабельности бизнеса, или по другим причинам. Что же это за комиссия, и какую функциональную роль она выполняет в данном направлении?

Если налогоплательщика вызвали на такую комиссию, то следует ожидать налоговую проверку, или прибавления суммы налога, так как в таком случае налоговый орган обратил внимание на рентабельность бизнеса.

Такая налоговая комиссия имеет интересную роль для казны государства, а именно прибавляет казну с помощью увеличения налога.

В каких же моментах вызывают ИП:

  1. Если в учете предприятия не полностью отражены операции.
  2. Когда НДФЛ поступают не вовремя.
  3. Если финансовые отчеты имеет подделку, или сфабрикованы.
  4. Когда нет точного разъяснения по поводу деятельности плательщика.

Такая комиссия показывает на ошибки налогоплательщика, это может быть недоплата налога, или предоставлена неправдивая информация, это позволяет исправить ошибки.

Такие действия можно решить еще в досудебном порядке, а так же присмотреться к тому, насколько настроена налоговая служба, их мотивы, а так же приготовиться к проверкам.

Вызов на комиссию нельзя пропустить. Такая процедура не является желанной, но ее все же можно оценить, а так же узнать настрой налоговой службы, и собрать документы.

В подобной комиссии участвовать могут такие органы:

  1. Налоговая служба.
  2. Пенсионный Фонд РФ.
  3. Местное управление.
  4. Прокуратура.

Комиссия может собрать всю нужную информацию о налогоплательщике из интернета, из временных изданий, публичных отчетов.

Тогда процедура против налогоплательщика будет такая:

  1. Будет сверено передвижение денег.
  2. Составление схемы ведения бизнеса.
  3. Сравнительная таблица за некоторый отрезок времени.

После проведения комиссии, налогоплательщику еще раз напомнят его обязательства перед налоговой структурой, тем самым уверяя, что это увеличит эффективность деятельности.

Естественно, через некоторый период времени, произойдут еще раз проверки на то, насколько налогоплательщик уяснил информацию и рекомендации от налоговой службы.

Решения вопроса

При решении споров арбитражный суд должен принимать во внимание все осведомления, а так же характер и субъект споров.

Все что касается предпринимательской сферы и финансовых споров регулируется арбитражным судом.

Споры, что происходят между организацией, ИП и налоговой службой решаются арбитражным судом, в пределах этого дела, которое выходят из управленческих или публичных взаимоотношений.

Арбитражный суд начнет ведение дела только после подачи иска. Кроме этого арбитражный суд рассматривает споры, которые возникают между налогоплательщиком и налоговой службой если:

  1. Проводится налоговый контроль.
  2. Были признаны недействительные акты налогового органа, или любые другие действия должностного лица.

Как осуществляется арбитражный процесс

Существует несколько шагов подготовки этого процесса:

Изучается суть и основания претензииКоторые выдвигает налоговая служба
Происходит ознакомление с законодательствомКоторые имеют основания для реализации выполнения претензии
Изучение арбитражных ошибокУчитывая похожие дела практики
Формирование претензииИ передача дела в рассмотрение

Отведен определенный период для обращения в суд, а именно три месяца. В случае не обращения, по каким либо причинам, налогоплательщик имеет право восстановить процесс.

После подачи иска, суд проверяет на наличие ошибок, стандарты иска, суд принимает решение о взятии дела в производство, о чем и сообщают.

Истец имеет право менять суть иска, предмета иска, а так же увеличивать или уменьшать величину требования.

Если лицо в ходе дела отказалось от исковых требований, то суд приносит решение о прекращении дела. Повторное обращение по тому же предмету иска может последовать за собой отказ.

В свою очередь, у ответчиков есть право на полное или частичное соглашение требований. Тем более, они наделены правом подачи встречного иска.

Подобные дела судья лично рассматривает течение текущих 30 дней с того периода, когда дело вынесено на разбирательство.

Налоговая служба наделена правом в течение двух месяцев с момента прохождения времени для уплаты налогов подать иск о том, что налогоплательщик не выполняет свои обязанности.

Госпошлину оплачивает или сторона налогоплательщика, или налоговая инспекция. НС подает иски о:

  1. Прекращении действия деятельности.
  2. Признания регистрации ИП недействительным.
  3. Признании конкретной сделки недействительной, если были замечены нарушения закона.
  4. Для взыскания штраф или другой пени.

Суд запрашивает доказательства нарушения от налоговой службы, если та самостоятельно их не предъявит.

: налоговые споры. Признание компаний зависимыми

Для лиц, на которых возлагается ответственность, освобождаются от обязательства доказывать моменты, по которым может быть привлечение административного характера.

Решение судебного органа при разрешении налоговых споров в арбитражном суде вступает в силу через 10 дней с момента принятия решения, или же если не было подано апелляционный иск.

Если одна из сторон не является в судебное заседание, то предусмотрено, что рассмотрение может проводиться и без его участия, но в таком случае ответчики имеют право подать возражение.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://yurday.ru/nalogovye-spory-v-arbitrazhnom-sude/

Как возникают и разрешаются налоговые споры в арбитражном суде РФ

Особенности налоговых споров в арбитражном суде

Бесплатная консультация юриста: +7 (499) 322-25-49

Спорами, связанными с экономической и предпринимательской деятельностью в России, занимается арбитражный суд, где субъектами конфликта выступают индивидуальные предприниматели (ИП), юр. лица и муниципальные структуры.

Нередко они конфликтуют с государственными организациями. Наиболее распространенными являются вопросы взаимодействия налогового органа и юридических лиц.

Налоговые споры в арбитражном суде характеризуются рядом особенностей, которые необходимо учитывать, выступая инициатором их рассмотрения.

Чтобы понять, что представляет собой налоговый арбитраж, нужно хорошо знать действующие федеральные законы, разбираться в нормах Арбитражного процессуального, Налогового кодекса и уметь применять свои знания на практике. Альтернативным решением станет своевременное обращение за помощью к опытным юристам. На нашем в режиме онлайн и по телефону граждан портале граждан консультируют правовые эксперты.

Арбитражная практика разрешения налоговых споров доказывает: каждый случай индивидуален и имеет собственные процессуальные требования. Споры налогового органа, ИП и юр.

лиц вытекают из публичных правоотношений, поэтому на практике встречаются чаще всего.

В такой ситуации субъектам конфликта не обойтись без профессиональной правовой поддержки, которая позволит грамотно организовать процесс и гарантировать его быстрое рассмотрение.

Налоговый арбитраж и основные процессуальные требования к нему

Арбитражные налоговые споры включают в себя ряд последовательных процедур и связанных с ними процессуальными требованиями. Последние можно разделить на общие и специальные. На стадии подготовки документов в арбитраж, уполномоченные сотрудники проверяют правовое положение налогоплательщика.

Обращение в налоговый арбитраж с требованием обжалования решения компетентного органа возможно только при наличии подтверждения о том, что заявитель официально занимается предпринимательской деятельностью или введен в бизнес как юридическое лицо.

Доказательством такого статуса является свидетельство о регистрации в Федеральной налоговой службе.

Важное требование для рассмотрения арбитражного спора по налоговым вопросам — попытка досудебного урегулирования конфликта. Это значит, что инициирующая судопроизводство сторона обязана попытаться достичь компромисса с ответчиком.

В частной жалобе стоит указать, что в случае отказа от мирового решения конфликта, на рассмотрение в судебный орган будет направлен иск об обжаловании.

Если в течение месяца после подачи письменной претензии лицо не реагирует, то подача иска в налоговый арбитраж будет признана обоснованной, и суд не сможет вернуть документы заявителю.

Налоговые споры в арбитражном суде проводятся по заявлениям, отличающимся от стандартной формы иска в арбитраж. До передачи дела в суд истец отправляет ответчику копию заявления и все прилагающие бумаги по делу.

Затем документы направляются в арбитражный суд, где после изучения материалов, уполномоченное лицо примет решение о рассмотрении или отказе в деле. По данному факту выносится определение.

Перед его оформлением суд сделает все, чтобы примирить стороны, окажет содействие в предоставлении доказательств и материалов по делу, определит обстоятельства и характер возникшего конфликта.

Налоговые споры в арбитражном суде и их виды

Конфликты налогового органа и юридических лиц можно разделить на виды. Налоговые споры могут решаться в административном и судебном порядке. Первый вариант более оперативен, прост в порядке подготовки заявления и получения ответа. Однако мало результативен.

В исключительных случаях руководство налогового органа признает за своими сотрудниками некомпетентность, но чаще заявители получают отказ на обжалование.

«Налоговый арбитраж не устанавливает справедливость, он лишь рассматривает представленные сторонами судопроизводства аргументы».

Классификация конфликтов проводится на основе характера и обстоятельств спора.

Различают следующие виды разбирательств налогового органа и оформленных юр. лиц.

  • Правовые. Они возникают на почве неверной трактовки законов одной из сторон. Чаще незнание подзаконных актов наблюдается у налогоплательщика. Нередко такие проблемы решаются в досудебном порядке, без обращения в налоговый арбитраж.
  • Процедурные. Конфликты этого типа проявляются, когда участник налоговых правоотношений считает, что уполномоченное лицо при проведении контроля или ведения производства нарушил установленные процедурные нормы и требования.
  • Фактические. В эту группу входят споры, связанные с деятельностью налогоплательщика. Примерами такого конфликта являются нарушения условий ведения хозяйственной деятельности, укрытие доходов, поиск незаконных путей получения прибыли.

Налоговый арбитраж позволяет добиться справедливости, однако для этого процесса характерно установление больших процессуальных сроков. Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает, что на подготовку и рассмотрение дела в судебных инстанциях отводится два месяца. При таком варианте можно привлечь к делу представителя, который изучит дело, составит план действий и построит стратегию.

Арбитражная практика разрешения налоговых споров в РФ

Споры в арбитраже подразделяются на: оспаривание нормативных актов, обжалование действий со стороны сотрудника налогового органа или налогоплательщика, заявление о взыскании задолженностей, штрафов, пеней и т. д.

В любом из этих вариантов подаваемый на изучение в арбитраж документ содержит обязательные реквизиты: наименование суда, персональные сведения об истце и ответчике, данные свидетельства о регистрации налогоплательщика и другие.

К заявлению и исковому ходатайству в арбитраж по налоговым спорам прикладывается перечень документов, подтверждающих основания для обращения. Среди них:

  • квитанция об оплате государственного сбора;
  • уведомление о вручении второй стороне процесса копии заявления;
  • копия свидетельства о государственной регистрации ИП или юридического лица;
  • нормативный акт, подтверждающий обоснованность заявления;
  • оспариваемый документ или законодательный акт;
  • доверенность на представление интересов.

После изучения материалов по делу суд примет решение и вынесет определение.

Копия этого документа в 10-дневный срок направляется сторонам судопроизводства, а также в Министерство юстиции, Верховный, Конституционный суд, Правительство и в приемную президента.

Дела, связанные со взаимодействием граждан и налоговых структур, могут рассматриваться судьей единолично или к производству по заявлению сторон будут привлечены арбитражные заседатели.

В арбитражном суде рассматриваются дела о возмещении причиненного налоговой службой ущерба. Дела о получении компенсации имеют сложный характер, но рассматриваются в порядке классического искового производства. По результатам рассмотрения дела выносится определение, приказ или судебный акт, который может быть обжалован в апелляционном и кассационном порядке.

(32 4,90 из 5)
Загрузка…

Источник: https://podachaiska.ru/arbitrazh/arbitrazhnaya-nalogovaya-praktika.html

Адвокат.ру
Добавить комментарий