Ликвидация общественного фонда

Ликвидация фонда

Ликвидация общественного фонда

Существует много разновидностей некоммерческих организаций, однако, особый интерес среди них вызывают именно фонды. Это, прежде всего, связано с юридическим статусом этих организаций и отсутствием специального закона, который регулирует их деятельность. 

Учитывая особенности создания и функционирования фонда, а также возможное прекращение его деятельности, необходимо более детально рассмотреть вопрос, связанный с ликвидационной процедурой этой организации.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс РФ относит фонды к  категории унитарных некоммерческих организаций, у которых отсутствует членство. Подобное учреждение может быть основано гражданами или юридическими лицами.

В основе деятельности фонда всегда лежат добровольные взносы, которые носят имущественный характер и направлены на благотворительные, культурные и иные другие полезные для общества цели (ст.123.17 ГК РФ).

В то же время некоммерческая организация не лишается возможности осуществлять деятельность приносящую прибыль, если это способствует достижению основной цели, ради которой фактически и создавался фонд (ст.50 ГК РФ). Основным документом некоммерческой организации служит устав, который утверждается учредителями и обязательно должен содержать слово «фонд» в своем наименовании.

Дополнительно в уставе должны быть указаны следующие данные:

  • местонахождение фонда;
  • предмет и основные цели деятельности;
  • наличие филиалов с отображением их названия и места нахождения;
  • органы управления, включая высший, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления фондом;
  • процедуру назначения должностных лиц, а также процедура их освобождения от исполнения прямых обязанностей;
  • источники формирования имущества;
  • способ внесения изменений в устав учреждения;
  • механизм ликвидации некоммерческой организации;
  • судьба имущества фонда, если он подвергнется ликвидации.

Фонд должен иметь свой самостоятельный баланс.

Организация также имеет право открывать расчетные счета в банковских учреждениях, как на территории РФ, так и за ее пределами. Для участия в гражданских правоотношениях учреждение должно обладать печатью с полным русскоязычным названием. Также допускается наличие штампов, фирменных бланков, использование собственной эмблемы и создание филиалов.

При создании некоммерческой организации или благотворительного фонда обычно не устанавливаются конкретные сроки их деятельности.

Стоит отметить, что имущество, переданное в фонд на добровольной основе, не подлежит возврату учредителям, даже если по отношению к нему будет начата процедура ликвидации.

Обычно имущество, оставшееся после погашения требований кредиторов, передается на цели установленные уставом организации.

При этом на учредителей не возлагается ответственность за взятые фондом обязательства перед третьими лицами, равно как и фонд не несет ответственности по обязательствам участников.

Кроме того, в обязанности учреждения входит ежегодная публикация данных относительно использования имущества, которое было передано ему добровольно. В отличие от других юридических лиц, законодатель запретил ликвидировать фонд в добровольном порядке по решению участников (ст.123.20 ГК РФ).

Ликвидация фонда: пошаговая инструкция

Порядок ликвидации некоммерческой организации:

  • заинтересованные лица обращаются в судебный орган;
  • суд назначает ликвидационную комиссию;
  • совершается публикация объявление в СМИ;
  • устанавливаются все существующие кредиторы;
  • подготавливается промежуточный баланс;
  • удовлетворяются требования кредиторов;
  • подготавливается ликвидационный баланс;
  • закрываются расчетные счета в банках, уничтожается печать учреждения;
  • документы организации сдаются в архив на хранение;
  • фонд подлежит снятию с регистрационного учета.

Ликвидационная процедура считается оконченной послетого, как регистрирующий органвнесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ (ст.21 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

При этом запись вноситься в реестр на основании нижеуказанных документов:

  • заявления о госрегистрации учреждения, в связи с прекращением его деятельности;
  • судебного акта о ликвидации фонда;
  • устава, свидетельства о госрегистрации некоммерческой организации;
  • окончательного ликвидационного баланса;
  • документа, подтверждающего уничтожение печати.

Инициаторы и причины

Ликвидация некоммерческой организации может быть начата на основании искового заявления со стороны заинтересованных лиц. К таким лицам относятся учредители, исполнительный, надзорный и контрольно-ревизионный орган управления. Инициатором ликвидации также может выступить орган государственной власти.

Перечень причин, по которым может быть начата ликвидационная процедура:

  1. Организация не имеет достаточно имущества, для осуществления целей, предусмотренные уставом, тогда как вероятность получения такого имущества полностью отсутствует.
  2. Учреждение не может достигнуть поставленных целей, а их коррекция не может быть осуществлена.
  3. Деятельность фонда не соответствует тем целям, которые установлены уставом.
  4. Во время регистрации организации были допущены грубые нарушения, которые имеют неустранимый характер.
  5. В иных случаях, установленных законодательством.

Также прекращение деятельности учреждения может быть осуществлено в порядке ст.65 ГК РФ.

Исходя из этого, процедура ликвидации некоммерческой организации регулируется нормами ФЗ «О несостоятельности…».

По общим правилам ликвидации юридических лиц, процедура банкротства может быть начата из-за невозможности организацией выполнить свои обязательства перед кредиторами более 3 месяцев подряд (ст.3 Закона).

После того как постановлением суда открывается ликвидационная процедура (ст.21 Закона), полномочия по управлению организацией переходят к арбитражному управляющему и собранию кредиторов.

К заинтересованным лицам, которые могут инициировать обращение в арбитражный суд, относятся:

  • должник или кредиторы;
  • уполномоченный орган.

Внесение записи в государственный реестр о прекращении деятельности фонда происходит в течение 5 дней после того, как поступит судебное определение в регистрирующий орган.

Подача документов в суд

Как уже говорилось, ликвидационная процедура по отношению к фонду может быть начата только в судебном порядке (ст.123.20 ГК РФ).

Для обращения в суд необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • исковое заявление (образец можно скачать здесь: Иск о ликвидации фонда (образец);
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • данные о состоянии налоговой базы;
  • ведомости об имуществе фонда;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • ведомости о постановке на налоговый учет;
  • данные о расчетном счете;
  • документы, подтверждающие невозможность достижения цели;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Иск подается по месту нахождения организации в порядке ст.131 ГПК РФ.

После рассмотрения исковых требований, суд примет решение о признании фонда таким, что подлежит ликвидации и установит сроки для осуществления ликвидационной процедуры.

Одновременно будет принято решение о создании комиссии, которая фактически исполнит принятое судом решение (ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, суд в течение трех дней должен будет уведомить регистрирующий орган о принятом решении (ст.62 ГК РФ).

На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ будут внесены ведомости о том, что организация пребывает в процессе ликвидации.

При этом, если у фонда нет имущества, и каких-либо обязательств перед третьими лицами, тогда исключение некоммерческой организации из государственного реестра может быть произведено по решению суда, но без назначения ликвидационной комиссии.

В результате процедура ликвидации займет значительно меньше времени. При наличии судебного акта регистрирующий орган вынесет соответствующее распоряжение, с последующим исключением учреждения из ЕГРЮЛ. Прекращение деятельности фонда по общей процедуре занимает в среднем до 6 месяцев.

Образец иска о ликвидации фонда можно посмотреть в приложенном файле.

Назначение ликвидационной комиссии

Комиссия назначается после обращения заинтересованными лицами в суд. Все полномочия по управлению ликвидируемым фондом, переходят к ликвидационной комиссии по факту ее утверждения и регулируются положениями ст.19 ФЗ «О некоммерческих организациях».

В обязанности комиссии входит:

  • размещение объявления о начале ликвидационной процедуры в СМИ;
  • выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности;
  • инвентаризация имущества фонда;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • увольнение работников организации;
  • удовлетворение кредиторских требований;
  • продажа имущества фонда, при недостаточности денег для погашения обязательств перед кредиторами;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • закрытие банковских счетов, уничтожение печати;
  • снятие организации с регистрационного учета, в том числе вовнебюджетных фондах.

Общий порядок действий ликвидационной комиссии, включая подачу объявления в СМИ,  выявление кредиторов и дебиторов, а также подготовку ликвидационного баланса, установлен предписаниями ст.63 ГК РФ.

Ликвидационный баланс

В зависимости от стадии ликвидации, баланс бывает промежуточным или окончательным.

Промежуточный баланс оставляется комиссией после того как истекут сроки установленные для предъявления требований со стороны кредиторов, тогда как окончательный баланс подготавливается после проведения расчетов с ними (ст.19 Закона).

В этом документе, как правило, отображается информация о составе имущества учреждения, а также фиксируются требования кредиторов и итоги их рассмотрения.

Промежуточный баланс позволяет увидеть, какие именно требования кредиторов подлежат удовлетворению и были ли они поданы своевременно.

Документ дает возможность установить реальное финансовое состояние фонда, а также стоимость имущества, что может быть реализовано на торгах, если будет недостаточно денег для полного погашения требований кредиторов.

После осуществления всех расчетов, включая выплаты кредиторам, комиссия должна подготовить ликвидационный баланс. По общим правилам промежуточный и окончательный ликвидационный баланс должны быть утверждены органом, принявшим решение о ликвидации учреждения. Образец ликвидационного баланса можно посмотреть в приложенном файле.

Работа с Минюстом

Документы в органы ФНС по ликвидации фонда передаются через Министерство Юстиции РФ. В связи с этим комиссии необходимо готовить два пакета документов для каждой из этих государственных структур.

Для обращения в регистрирующий орган необходимо подготовить нижеуказанные документы:

  • нотариально удостоверенное уведомление по форме PH0008;
  • судебное решение;
  • ликвидационный баланс;
  • протокол, которым утвержден баланс;
  • устав организации;
  • свидетельство о госрегистрации;
  • квитанция об уплате госпошлины за госрегистрацию в связи с прекращением деятельности фонда;
  • дополнительные документы по запросу органа ответственного за регистрацию.

Стоит напомнить, что раньше о прекращении деятельности фонда нужно было уведомлять регистрирующий орган по форме РН0005 и РН0006.

Другими словами, о принятом учредителями решении относительно прекращения деятельности некоммерческой организации и касательно назначения ликвидационной комиссии.

По истечении двух месяцев, после того как комиссия подала объявление в СМИ о ликвидации фонда, нужно было подавать заявление по форме РН0007, т. е. о составлении промежуточного баланса.

Однако после внесенных изменений в Гражданский кодекс, которые были введены ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ, а также в другие нормативные акты, то фактически был установлен новый регистрационный порядок ликвидации для некоммерческих организаций.

Это связано с тем, что законодатель утвердил прекращение деятельности фонда только по решению суда. В результате законодательных изменений, учредители не могут больше принимать решение о ликвидации учреждения самостоятельно, а, значит, и не должны уведомлять о нем регистрирующий орган.

В связи с этим в регистрирующий орган подается только уведомление по форме PH0008, в котором есть графа «Способ ликвидации – по решению суда».

Образец заявления о госрегистрации организации в связи с прекращением ее деятельности можно посмотреть в приложенном файле: РН0008

Последствия

Ответственность и возможные последствия для учредителей фонда напрямую связаны со способом ликвидации и требованиями устава организации. Ранее упоминалось, что учредители организации не отвечают по ее обязательствам перед третьими лицами точно так же и учреждение не несет ответственности по обязательствам участников.

Другими словами, обязательства фонда определяются объемом принадлежащего ему имущества. Если размер имущества, или его стоимость в случае реализации превышают долговые обязательства перед кредиторами, тогда положительная разница оставшихся активов идет на цели, которые предусмотрены уставом ликвидируемой организации или в доход государства (ст.20 Закона).

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Банкротство и ликвидация предприятия Ликвидация представительства иностранной компании

Источник: //ipopen.ru/likvid/likvidacija-fonda.html

Ликвидация фонда: причины, пакет документов, процедура, последствия

Ликвидация общественного фонда

Юридическое лицо на основе добровольных взносов граждан для реализации некоммерческой деятельности именуется фондом. Этот вид НКО имеет свои особенности, в частности касающиеся ликвидации. Закрыть фонд простым решением его учредителей не получится, для этой процедуры существуют особые правила и требуются конкретные причины для ликвидации.

Возможные и необходимые случаи ликвидации фонда

Согласно российскому законодательству добровольная ликвидация фонда без лишних разбирательств невозможна. Провести процедуру закрытия допустимо только в судебном порядке. Это могут сделать и сами учредители, и органы государственной власти.

Для ликвидации по заявлению учредителей существует несколько оснований:

  1. Невозможность реализовать цели фонда.
  2. Смена направления деятельности фонда.
  3. Отсутствие денежных средств для дальнейшей деятельности.
  4. Неправильность оформления документов и другие нарушения при регистрации.

Органы власти инициируют ликвидацию организации по трем причинам:

  1. Ведение деятельности при отсутствии лицензии.
  2. Осуществление не указанной в уставе деятельности.
  3. Игнорирование обязательных нормативных актов и законов.

Во все перечисленных случаях для закрытия некоммерческой организация такого типа необходимо подать заявление в суд, вне зависимости кто является инициатором прекращения деятельности.

Далее рассмотрен основной порядок ликвидации фонда через суд (по его решению).

Особенности ликвидации некоммерческого фонда показаны в данном видеоролике:

Порядок закрытия

При любом пути закрытия процедура ликвидации содержит ряд обязательных этапов. Сама процедура прекращения деятельности может быть начата только после вынесения судебного решения и назначения ликвидационной комиссии.

Компетенция суда заключается не только в разрешении прекратить деятельность организации, но и в определении состава сопутствующей комиссии.

Принятие решения

Начало процедуры для закрытия фонда самими учредителями всегда начинается с принятия решения о его ликвидации. При этом решение должно опираться на конкретные допустимые причины прекращения деятельности.

На основе этого решения оформляется заявление в судебные инстанции городского или районного типа. Кроме этого требуется собрать все необходимые документы для правильной подачи заявления в суд и дальнейшей процедуры ликвидации.

Про уведомление о ликвидации, протокол и другие документы для ликвидации фонда читайте ниже.

Требуемые документы

Для закрытия самими учредителями потребуется документ о принятии решения и исковое заявление с указанием причин ликвидации. К этому заявлению прикладываются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Информацию об имуществе фонда
  • Данные о расчетных счетах и баланс
  • Свидетельство о регистрации и устав
  • Информация о расчетах с кредиторами
  • Квитанция об уплате необходимой госпошлины
  • Данные, подтверждающие причину ликвидации
  • Данные о постановке на налоговый учет и о состоянии расчетов.

При правильном составлении иска и одновременной подаче всех необходимых документов суд выносит решение о ликвидации. В случае отсутствие имущества у фонда и любых видов задолженностей суд может закрыть организацию без привлечения ликвидационной комиссии. В остальных случаях ее присутствие необходимо для правильного соблюдения этапности процедуры закрытия.

Здесь вы можете скачать образец искового заявления о ликвидации благотворительного, общественного или иного фонда.

Заявление-иск о ликвидации фонда

Исковое заявление о ликвидации фонда — 1Исковое заявление о ликвидации фонда — 2Исковое заявление о ликвидации фонда — 3Исковое заявление о ликвидации фонда — 4

Этапы процедуры

Чаще всего закрытие некоммерческих фондов длится на протяжение 6 месяцев. В это время ликвидационная комиссия проводит такие мероприятия:

  • Размещает объявления о ликвидации фонда
  • Проводит инвентаризацию имущества
  • Определяет кредиторов и размеры дебиторской задолженности
  • Проводит расчеты с контрагентами
  • Подготавливает промежуточный баланс
  • Увольняет сотрудников согласно законодательству (в т.ч. декретниц)
  • При необходимости реализует имущество фонда для расчета с кредиторами
  • Составляет ликвидационный баланс
  • Обеспечивает закрытие расчетных счетов фонда
  • Занимается документацией по уничтожению печатей и штампов
  • Уничтожает печати и сдает их на хранение с пакетом документов
  • Снимает фонд с регистрационного учета в государственных и внебюджетных организациях.

Одновременно с этим необходимо подать документы в Министерство Юстиции с отдельной оплатой стоимости госпошлины за ликвидацию фонда. Все действия ликвидационной комиссии и являются этапами закрытия некоммерческого юридического лица. При этом после ликвидации существуют определенные последствия, находящиеся в компетенции комиссии.

Важно все сделать правильно, иначе неминуем отказ в ликвидации. Последствия, которые имеет юридическая ликвидация фонда, рассмотрены ниже.

В этом видео представлена пошаговая инструкция по ликвидации благотворительного фонда:

Последствия ликвидации

  • Юридически фонд не несет ответственности за деятельность и долговые обязательства своих участников. Это же правило действует и в обратном направлении.
  • По своим обязательствам фонд отвечает только личными средствами и имуществом, находящемся на балансе.
  • При наличии непогашенных задолженностей участники фонда не несут ответственность личными средствами.
  • Оставшиеся после ликвидации средства фонда не могут быть разделены между его членами. Имущество реализуется или передается на баланс муниципалитету.
  • Денежные средства направляются на выполнение изначальных целей фонда или также передаются государству.

Источник: //uriston.com/kommercheskoe-pravo/likvidatsiya/raznye-subekty/fondov.html

Ликвидация фонда – порядок, образцы решений суда

Ликвидация общественного фонда

Юридический статус фондов неоднозначен.
Это некоммерческая организация, и юридическое лицо. Специального закона или нормативного акта, который бы регулировал деятельность фонда, не существует.

Именно поэтому к таким организациям повышенный интерес со стороны государственной власти.

Ликвидация – это фактическое прекращение деятельности юридического лица. Она бывает добровольной и принудительной. Для добровольной ликвидации достаточно общего решения учредителей или участников предприятий.

Принудительная ликвидация происходит по решению суда. Фактически – это банкротство фирмы.

Фонд – это некоммерческая организация, являющаяся добровольным объединением граждан или юридических лиц, с целью ведения социальной, культурной, общественной и другой деятельности.

Членство в фонде основано на добровольных взносах, вступающих в него.

Чем регулируется

Отдельного закона, который регулирует деятельность фондов, в России не существует. Поэтому деятельность таких организаций регулируется гражданским законодательством.

Определение некоммерческой организации дано в ст. 50 ГК РФ, а деятельность фондов регулируется п.1 параграфом 7 главы 4 ГК РФ.

Добровольная ликвидация юридических лиц регулируется ст. 61 – 64 ГК РФ, а принудительная — Федеральным законом «О несостоятельности» от 26. 10. 2002 года № 127-ФЗ.
Ликвидировать фонд в добровольном порядке нельзя.

Это не предусмотрено российским законодательством. Прекратить деятельность фонда может только суд. Об этом сказано в ст. 123. 20 ГК РФ.

Особенности

В основе деятельности фонда всегда лежат добровольные взносы от его участников. Поэтому существуют некоторые особенности ведения его деятельности.

устав

Так как фонд является юридическим лицом, его деятельность должна регулироваться уставом. А так как это ещё и некоммерческая организация, то устав является главным документом.

Этот документ утверждается учредителями фонда. В своём названии он обязательно должен содержать слово «фонд».

Кроме этого, в документе должно быть указано:

  • местонахождение организации;
  • предмет и основные цели её деятельности;
  • если есть филиалы, то это необходимо указать, а также отразить их точный адрес и полное название;
  • органы управления;Ими являются:1) высший орган;2) исполнительный;3) надзорный;4) контрольно-ревизионный.
  • процедура назначения должностных лиц;
  • процедура освобождения должностных лиц от их обязанностей;
  • источники формирования организации;
  • способ внесение изменений в устав предприятия;
  • процедура и порядок ликвидации фонда;
  • способы распределения имущества фонда при ликвидации.

права и обязанности

Бухгалтерский учёт фонда ведётся в полном объёме в соответствии с действующим законодательством. Поэтому эта организация должна иметь свой самостоятельный бухгалтерский баланс.

Фонд имеет право открывать расчётные счета в коммерческих российских и иностранных банках, которые осуществляют свою деятельность не только в России, но и за её пределами.

К другим правам фонда можно отнести:

  • наличие различных штампов;
  • наличие бланков для более удобного ведения деятельности;
  • создание и использование эмблемы;
  • создание филиалов.

У фонда также есть и свои основные обязанности, это:

  • наличие печати, которая содержит полное название организации на русском языке;
  • ежегодная публикация данным об имуществе, переданном членам фонду на добровольной основе.

Возможна ли добровольная

Так как регулирования деятельности фондов нет специального закона, то руководствоваться необходимо нормами ГК РФ. А в ст. 123. 20 ГК РФ сказано, что добровольная ликвидация фонда невозможна.

То есть, нельзя закрыть фонд по решению учредителя и участников.

Прекратить деятельность фонда, как организации, может только суд. Но для этого нужны веские основания.

К таким основаниям можно отнести следующие причины:

  • отсутствие достаточного количества денежных средств для осуществления дальнейшей деятельности и отсутствие возможности изыскать необходимые средства в будущем;Фактически – это признание фонда банкротом.
  • отсутствие возможностей для достижения поставленных, при создании фонда, целей;
  • несоблюдение направлений деятельности, которые ставились перед фондом при его открытии;
  • другие факторы, которые прописаны в законах и нормативных актах.

При наличии таких причин, заявление в суд подают сами учредители фонда. Но есть такие причины, при обнаружении которых инициатором закрытия фонда могут быть органы государственной власти.

Таковыми причинами могут быть:

  • осуществление фондом своей деятельности без специальной лицензии;
  • неоднократное нарушение фондом нормативных актов и действующего законодательства;
  • ведение фондом деятельности, которая не указана в уставе.

Порядок ликвидации фонда по решению суда

Чтобы ликвидировать фонд, необходимо соблюсти пошаговую инструкцию ликвидации некоммерческого фонда.

Это следующие этапы:

  • инициаторы прекращения деятельности фонда подают заявление в суд.Это могут быть любые заинтересованные лица;
  • суд рассматривает иск в течение 5 рабочих дней и определяет «судьбу» иска:1) направить иск на рассмотрение;2) оставить иск без движения;3) не принять иск к рассмотрению.В любом случае, суд выносит определение, и его копию направляет истцу.
  • суд назначает ликвидационную комиссию;
  • необходимо опубликовать сведения о том, что фонд ликвидируется в СМИ. Для этого есть специальное издание – «Вестник государственной регистрации»;
  • необходимо установить всех существующих кредиторов;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • удовлетворение требований кредиторов;
  • составление ликвидационного баланса;
  • закрытие всех счетов в банках;
  • уничтожение печати;
  • сдача всей документации в архив;
  • снятие фонда с регистрационного учёта.

Ликвидация фонда происходит в соответствии со ст. 21 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12. 01. 1996 года № 7-ФЗ.

образец искового заявления

Исковое заявление составляется в соответствии с требованиями, предъявленными в ст. 131 ГПК РФ. Неправильно составленное исковое заявление может стать основанием для того чтобы суд отказал истцу в рассмотрении иска.

Подсудность таких дел – районный или городской суд.

В иске должна быть следующая информация:

  • полное наименование суда, куда подаётся заявление;
  • данные истца;Если это физическое лицо, то:1) полностью ФИО;2) паспортные данные;3) адрес проживания и постоянной регистрации, если они разные;4) контактные данные.Если истец ИП, то нужно указать:1) полностью ФИО;2) ИНН;3) реквизиты свидетельства о постановке на учёт.Если же истец юридическое лицо, то необходимо указать:1) полное наименование с указанием организационно – правовой формы;2) реквизиты записи об образовании юрлица;3) ИНН;4) данные о представителе истца, в соответствии со ст. 48 ГПК РФ.
  • та же информация указывается и об ответчике;Если же фонд подаёт в суд «сам на себя», то ответчика не будет. Если же в суд подаёт другое лицо, то как ответчик будет выступать сам фонд.
  • госпошлина;В соответствии со пп. 3 п. 1 ст. 333. 19 НК РФ, её размер отличается для граждан и юридических лиц – 300 рублей и 6 000 рублей соответственно.
  • «тело» иска;Здесь истец подробно описывает причины подачи иска на ликвидацию фонда, приводит доказательства и разъяснения для суда.
  • приложения;
  • подпись истца и дата подачи иска.

другие документы

Кроме искового заявления, в суд необходимо подать следующие документы:

  • устав фонда;
  • протокол о ликвидации фонда, если истцом является сам фонд;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • выписку из ЕГРЮЛ;
  • налоговую документацию за последний налоговый период;
  • ведомости об имуществе фонда;
  • свидетельство о постановке фонда на налоговый учёт;
  • данные о наличии или отсутствии средств на расчётном счёте;
  • документы, которые являются доказательством того, что указано в иске;
  • документ, который подтверждает, что истец оплатил государственную пошлину.

ликвидационная комиссия

Ликвидационную комиссию назначает суд. После её назначения, управляющие лица фонда отстраняются от управления организацией.

В обязанности комиссии входит проведение следующих мероприятий:

  • подача заявки на публикацию сведений о ликвидации фонда в «Вестнике»;
  • выявление кредиторов;
  • разработка и принятие мер для изыскания дебиторской задолженности;
  • инвентаризация всего имущества;
  • подготовка промежуточного баланса;
  • подготовка необходимой документации для увольнения сотрудников;
  • увольнение сотрудников в полном соответствии с действующим трудовым законодательством;
  • принятие мер для удовлетворения всех требований кредиторов;
  • при недостаточности личных средств фонда для погашения задолженности, принятие мер для продажи имущества фонда;
  • подготовка ликвидационного баланса;
  • закрытие всех банковских счетов;
  • уничтожение печати;
  • снятие фонда с регистрационного учёта, включая внебюджетные фонды.

Кроме подачи документов в регистрирующий орган, требуется подать следующие документы в Минюст по месту регистрации фонда:

  • уведомление по форме РН 00052 экземпляра;
  • заявление о формировании комиссии по форме РН 0006;
  • протокол о ликвидации фонда – в 2—ух экземплярах.

расчёты с кредиторами

Кредиторы должны в течение 2-ух месяцев после публикации сведений о ликвидации фонда в СМИ, предъявить фонду требования о погашении задолженности. Допускается увеличить этот срок, но не уменьшить.

Если кредитор не сделает это в течение 2-ух месяцев, то потом изыскать задолженность с ликвидируемого фонда можно будет только через суд, указав причину пропуска срока предъявления требований.

ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс является окончательным документов. Он составляется тогда, когда все возможные требования кредиторов уже удовлетворены. Ликвидационный баланс утверждается тем органом, который принял решение о ликвидации фонда.

Он вместе со всеми документами подаётся в налоговую инспекцию для снятия фонда с регистрационного учёта.

снятие с учёта и удаление реквизитов

Это самая последняя стадия. Когда все документы готовы и проверены, регистрирующий орган снимает ликвидируемый фонд с регистрационного учёта и удаляет все его реквизиты из ЕГРЮЛ. После этого считается что процедура ликвидации закончилась.

Документы в ФНС подаются через министерство юстиции.

Для снятия фонда с учёта необходимо подготовить следующие документы:

  • уведомление по форме РН 0008, заверенное у нотариуса;
  • решение суда;
  • ликвидационный баланс;
  • протокол об утверждении баланса;
  • устав фонда;
  • свидетельство о его государственной регистрации;
  • документ, подтверждающий оплату пошлины;
  • другие документы, которые может затребовать Минюст.

Образцы решений суда

Образцы решений суда о ликвидации фондов, как некоммерческих организаций, можно увидеть в приложениях к данной статье:

  • приложение № 1;
  • приложение №2.

Вопросы

Есть некоторые вопросы, которые необходимо осветить.

стоимость

Если фонд решает пройти процедуру ликвидации фонда в судебном порядке самостоятельно, то стоимость услуг в 2019 году будет составлять 7800 рублей:

  • 6 000 рублей – оплата государственной пошлины при подаче искового заявления;
  • 800 рублей – пошлина при подаче документов в Минюст;
  • 1 000 рублей – стоимость услуг нотариуса при заверении формы РН 0008.

Если же фонд решит прибегнуть с помощи специалистов – юристов, то стоимость ликвидации возрастёт в десятки раз.

В среднем, по Москве и области, стоимость услуг таких специалистов колеблется в пределах от 70 до 100 тысяч рублей.

последствия

Так как фонд это некоммерческая организация, а его имущество складывается из добровольных взносов его членов, то учредители фонда не несут своим имуществом ответственности по обязательствам фонда.

То есть, ответственность фонда ограничивается размером его имущества.

благотворительного

Ликвидируется благотворительный фонд точно так же, как и любой другой фонд – в судебном порядке.

Заключение

И хотя фонд — это некоммерческая организация, и при осуществлении деятельности необходимо руководствоваться Законом «О некоммерческих организациях», процедура его ликвидации несколько отличается от ликвидации НКО с другими организационно-правовыми формами.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: //prosud24.ru/likvidacija-nekommercheskogo-fonda/

Фонд. Регистрация, деятельность и ликвидация

Ликвидация общественного фонда

  1. Реорганизация фонда по общему правилу не допускается, кроме негосударственных пенсионных фондов.
  2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, по иску заинтересованных лиц.
  3. Обязательное наличие надзорного органа – Попечительского совета фонда.
  4. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Разновидности фондов

Фонды относятся к категории некоммерческих унитарных организаций.

Использование в наименовании слова “фонд” у большинства вызывает некоторое замешательство, так как в наименовании слово “фонд” имеют и другие организации, которые не являются разновидностью некоммерческой организации – фондом и не соответствуют данному определению  (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, фонды охраны труда, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Как разновидности фондов, именно некоммерческих организаций, необходимо выделить следующие часто используемые виды:

  • Фонд;
  • Благотворительный фонд;
  • Общественный фонд;
  • Негосударственный пенсионный фонд.

Особенностью законодательного регулирования деятельности фондов является специфический правовой статус их имущества. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

  В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Переданное учредителями имущество, в случае ликвидации, не может быть возвращено учредителям. Данная норма распространяется и на общественные организации (то есть и на общественные фонды).

Кроме того, уточнено, что учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности.

Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Основным видом деятельности фонда является финансовое посредничество, то есть по своей сути фонд, это своего рода инструмент для привлечения денежных средств, которые расходуются на его уставные цели.

Учредители фонда

Учредителями фонда могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей фонда  не ограничено.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, фонды могут создаваться и одним учредителем.

Исключением является общественный фонд, который может быть учрежден не менее чем тремя учредителями, которыми могут быть физические лица, наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – только общественные объединения.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности фонда, и имеют возможность участвовать в управлении его делами исключительно через органы управления фонда, только войдя в состав Высшего коллегиального органа, Попечительского совета и иных органов, созданных в фонде.

Нередко возникает вопрос учредителей о создании Высшего коллегиального органа, в форме Общего собрания учредителей фонда, данная позиция ошибочна, так как законодательство достаточно четко разделяет Высший коллегиальный орган и учредителя как самостоятельных субъектов, так например, если это будет определено уставом, либо Высший орган либо учредитель сможет изменять устав фонда.

Еще одним признаком самостоятельной компетенции учредителя является то, что учредитель вправе принять решение о ликвидации фонда, так по иску учредителя фонда в случае невозможности достижения целей, ради которых фонд создан, в том числе если осуществление деятельности фонда становится невозможным или существенно затрудняется, суд общей юрисдикции может принять решение о ликвидации фонда.

Высший коллегиальный орган управления

при создании фонда учредители формируют высший коллегиальный орган управления, запрета на включение в данный орган учредителей фонда – нет.

  в дальнейшем высший орган управления формируется путем кооптации в него новых членов, то есть введения в состав новых членов на основании решения высшего органа управления без проведения дополнительных выборов, так же подтверждения полномочий ранее принятых членов, либо путем принятия решений об исключении из членов высшего органа (досрочном прекращении полномочий члена высшего коллегиального органа управления фондом). полномочия данного органа определяются уставом с учетом п. 1 ст. 123.19 гражданского кодекса российской федерации.

 в соответствии с п. 3 ст. 10 федерального закона n 135-фз в составе высшего органа управления именно благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов. то есть, если директор благотворительного фонда включен в состав высшего органа, то остальные сотрудники, занимающие руководящие должности, не могут в нем состоять.

единоличный исполнительный орган

только высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.). наличие единоличного исполнительного органа в фонде обязательно и он подотчетен совету фонда и попечительскому совету.

к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

так например, уставом может быть предусмотрено решение следующих вопросов и выполнение полномочий:

  • руководство оперативной деятельностью;
  • решение вопросов хозяйственной и финансовой деятельности;
  • действие без доверенности от имени фонда, представление его интересов во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории российской федерации, так и за рубежом;
  • вправе принимать решения и издавать приказы по вопросам деятельности фонда, а также давать указания, обязательные для всех работников;
  • распоряжение в пределах предоставленных полномочий имуществом фонда, заключение договоров осуществление юридических действий от имени фонда, по своему усмотрению открывает и закрывает счета в банках, включая валютный, распоряжается находящимися на счетах денежными средствами;
  • возлагается ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
  • утверждение штатного расписания в пределах сметы расходов, утвержденных высшим органом управления;
  • издание приказов о приеме на работу, переводе и увольнении работников, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий;
  • контроль деятельности филиалов и представительств;
  • организация ведения статистического и бухгалтерского учета и отчетности, предоставление отчетности в порядке, предусмотренном действующим законодательством российской федерации;
  • внесение предложений в повестку заседаний попечительского совета и высшего органа управления;
  • организация исполнения решений высших и надзорных органов;
  • осуществление подготовки связанной с проведением собраний советов фонда.

в отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения гк рф о фондах с учетом особенностей, установленных законом о благотворительности и законом об нко.

благотворительные фонды могут создаваться в целях, перечень которых содержится в п. 1 ст. 2 закона n 135-фз, данный перечень направлений деятельности благотворительных организаций (фондов) является закрытым.

основным направлением благотворительной деятельности являются благотворительные пожертвования, которые могут осуществляться в формах:

  • бескорыстной передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.

общие требования к благотворительной организации установлены ст. 12 закона n 135-фз. в частности, благотворительный фонд:

  • вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций;
  • для создания материальных условий реализации благотворительных целей вправе учреждать хозяйственные общества. участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается;
  • не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

благотворительный фонд отличается от обычного фонда в основном тем, что благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год.

данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения фондом этого пожертвования.

благотворительный фонд может быть признан социально ориентированным нко.

общественный фонд является одновременно и фондом и общественным объединением.

следовательно общественный фонд, как и все общественные организации, считается созданным не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения учредителями о создании общественного фонда и может быть создан как общероссийский, межрегиональный, региональный и местный общественный фонд, при соблюдении определенных требований и как международный общественный фонд.

деятельность общественного фонда должна быть гласной, а информация об учредительных и программных документах – общедоступной.

органы управления общественного фонда имеют значительное отличие от других фондов, так как структура органов управления должна одновременно удовлетворять требования предъявляемые как к общественным организациям, так и к фондам.

общественный фонд создается по инициативе его учредителей – не менее трех физических лиц.

отчетность фонда

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 123.18 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации.

Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах.

Оптимальным способом публикации отчета, может быть размещение бухгалтерского баланса на собственном сайте и размещение отчета о деятельности фонда на сайте Министерства юстиции. Фонды подлежат обязательному аудиту.

Как учредителю выйти из некоммерческой организации – фонда? Какова процедура смены учредителей в фонде?

После успешного прохождения государственной регистрации фонда мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов и проектов программ, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности Фонда и представление интересов в суде по различным категориям споров.

Источник: //nco77.ru/found.html

Адвокат.ру
Добавить комментарий