Банкротство ресурсоснабжающей организации

Банкротство управляющей компании: процедура в 2019 году

Банкротство ресурсоснабжающей организации
Время чтения: 6 минут

Управляющая компания является юридическим лицом, отвечающим за обслуживание многоквартирного дома. За это она получает плату от собственников, которая и является основой бюджета УК.

Однако неправильное распределение средств может вызвать финансовые трудности, а также стать причиной несостоятельности. В этой ситуации жильцам стоит вникнуть в особенности банкротства управляющей компании.

Что такое банкротство УК

Банкротство — это процедура, в результате которой подтверждается неспособность юридического лица погасить долги перед кредиторами. В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ № 127), срок задолженности, наличие которой приводит к судебному признанию несостоятельности, составляет 3 месяца.

Стать банкротом управляющая компания может исключительно в судебном порядке.

Решение суда приводит к полной ликвидации юридического лица. Однако до этого все задолженности должны быть погашены в той степени, в которой это позволяют материальные ресурсы, находящиеся на балансе.

Возможные причины банкротства

Финансовые проблемы управляющей компании не могут возникнуть без веских причин. Среди основных выделяют:

  • наличие большого процента должников среди собственников квартир, расположенных в обслуживаемых домах. Часто УК вынуждена погашать долги перед ресурсоснабжающими компаниями (РСО) за свой счет, чтобы не прекращать поставку услуг жильцам;
  • нерациональное распределение средств руководством;
  • присвоение и растрата средств УК;
  • демпинг на рынке коммунального обслуживания.

Кроме того, можно столкнуться с попытками преднамеренного или фиктивного банкротства. С их помощью управляющие компании пытаются избежать погашения долгов. Но эти действия, согласно ст. 196 и 197 Уголовного кодекса РФ, являются преступными.

Этапы процедуры банкротства УК

Процесс банкротства УК регламентирует Гражданский кодекс РФ, а также специальный ФЗ № 127. Хотя у этой процедуры нет каких-либо особенностей, установленных на законодательном уровне, на практике они все же встречаются.

Весь процесс проходит в арбитражном суде. Банкротство включает в себя 5 этапов:

1. Подача искового заявления в суд по месту регистрации компании. Подать иск о признании УК несостоятельной может ее руководитель, кредиторы и даже собственники МКД, состоящего на обслуживании. Исковое заявление должно включать в себя:

  • наименование, регистрационные данные и юридический адрес исполнительных органов УК;
  • наименование или ФИО истца и его контактные данные;
  • сведения о договорных отношениях истца и управляющей организации;
  • перечень невыполненных обязательств;
  • требования к должнику;
  • сумму долга с прилагаемым расчетом;
  • данные о кандидатуре временного координатора при подаче иска кредиторами (при наличии).

2. Начало судебного процесса. После принятия иска в производство назначается предварительное и основное заседание, на которых рассматривается наличие оснований для банкротства. Затем выносится постановление о начале процедуры наблюдения либо о прекращении судебного производства. В случае наблюдения судья назначает временного координатора для анализа финансового положения УК.

3. Процедура наблюдения. УК работает в обычном режиме, а координатор оценивает финансовое положение и перспективы ее хозяйственной деятельности, информирует оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве о начале процедуры наблюдения и организует совещание кредиторов.

4. Собрание кредиторов. Организуется за 10 дней до окончания наблюдения. Его цель — обсуждение итогов анализа материального положения компании, возможностей ее дальнейшей работы, выбор оптимального выхода:

  • финансовое оздоровление, если юрлицо платежеспособно, а руководство компании обеспечивает грамотное управление. Составляется график погашения задолженности, который утверждается судом. Управление передается руководству УК. Этап может длиться до 2 лет;
  • внешнее управление, если у компании есть материальные ресурсы, но руководство не в состоянии самостоятельно погасить долги. В этом случае руководитель и члены правления отстраняются от работы, а их обязанности передаются внешнему управляющему. Максимальный срок его работы — 2 года;
  • конкурсное производство, если погасить задолженность невозможно. Собрание кредиторов составляет ходатайство в суд о признании банкротства компании и открытии конкурсного производства. Если ходатайство удовлетворят, руководство передадут назначенному арбитражем конкурсному управляющему. Он прекращает деятельность УК, формирует конкурсную массу из ее имущества, которую продает на аукционе. Денежные средства раздаются кредиторам. Продолжительность этого этапа — до 6 месяцев.

Любое решение собрания оформляется в виде протокола и ходатайства для подачи в суд.

5. Ликвидация. Если УК обанкротилась и долги пришлось погашать при конкурсном управлении, юридическое лицо подлежит ликвидации. Суд в течение 30 дней сообщает о банкротстве компании в Единый государственный реестр юридических лиц. Это является основанием о внесении в реестр записи о ликвидации.

Упрощенная форма процедуры

ФЗ № 127 предусматривает упрощенный порядок признания несостоятельности. Он доступен для УК после принятия решения о ликвидации, в процессе которой оказывается, что средств компании недостаточно для погашения всех долгов.

 Поскольку без признания банкротства нельзя ликвидировать компанию-должника, в течение 10 дней после установления этого обстоятельства собственник или ликвидатор должен обратиться в арбитражный суд с иском о несостоятельности.

Этот порядок действий избавляет УК от наблюдения или управления извне. Кроме того, исключаются любые процедуры финансового оздоровления.

Арбитражный суд назначает управляющего, который открывает конкурсное производство. При этом предусматривается публикация информации о долгах управляющих компаний в доступных источниках.

Все это позволяет существенно сократить продолжительность процесса. Официальная ликвидация организации происходит сразу же по окончании процедуры банкротства.

Последствия банкротства УК

Поскольку признание УК несостоятельной приводит к ликвидации фирмы, это вызывает определенные правовые последствия как для ее учредителей и кредиторов, так и для собственников помещений в многоквартирных домах.

Все долги перед кредиторами должны быть закрыты или списаны. То, куда переходят долги населения, зависит от условий передачи управления МКД.

Хотя после завершения процедуры работа компании в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг прекращается, она обязана осуществлять управление домом до тех пор, пока собрание жильцов не выберет новую организацию.

Таким образом, на потребителей и партнеров банкротство существенно повлиять не может. Последствия официального признания неплатежеспособности затрагивают лишь интересы самой компании.

Ответственность учредителей

Учредители не отвечают по долгам УК личным имуществом. Их гражданско-правовая ответственность наступает только в случае доказанной вины в банкротстве предприятия, которая выражается в виде:

  • присвоения или растраты денежных средств;
  • несвоевременного объявления о необходимости банкротства;
  • нарушения сроков подачи заявления о банкротстве при ликвидации.

Последнее обстоятельство приводит к сокращению имущества на балансе УК, следовательно, и к уменьшению конкурсной массы. Это затрудняет погашение долга перед кредиторами. Поэтому учредители, признанные виновными, обязаны самостоятельно погасить задолженности.

Как банкротство влияет на жильцов

Больше всего собственников помещений в доме с обанкротившейся УК беспокоит вопрос, чем грозит жильцам такой поворот событий. Хотя последствия отразятся на самой компании и не коснутся имущественных прав жителей дома, последним все же придется принять ряд мер. К примеру, выбрать новую УК или другую форму управления.

Выбор новой управляющей организации может повлечь изменение цен на предоставляемые коммунальные услуги.

Следует заметить, что начало процедуры признания несостоятельности УК не означает, что она не захочет взыскать с собственников их долги.

Стоит знать, что делать жильцам, если УК — банкрот, и у них возникают сомнения, что ее обязанности перед домом будут выполнены. Собственники помещений могут в первую очередь обратиться в прокуратуру с заявлением о проверке надлежащего исполнения договора управления. Если условия соглашения нарушены, следует подать в суд требование произвести перерасчет.

Кто обязан погасить долги

Жильцы дома не имеют отношения к долгом юридического лица-банкрота. Однако со своими задолженностями перед УК им придется разобраться.

Средства нужно возвращать по реквизитам УК, если юридическое лицо не исключено из реестра. В дальнейшем сумма может быть списана.

Однако, как правило, она заранее назначается для взыскания с того, кому переходят долги при смене управляющей компании. То есть иному лицу по договору уступки требований.

С момента начала судебного процесса до его завершения жители вправе вносить на счет компании плату не за все услуги, а лишь за потребленные ресурсы:

  • воду,
  • газ,
  • отопление,
  • электроэнергию.

Это значит, что временно ремонт и обслуживание дома оплачивать не нужно. Однако в целом ответ на вопрос, нужно ли платить за ЖКХ, утвердителен.

Умышленное банкротство

Несостоятельность может быть вызвана умыслом. Судебная практика содержит примеры того, как руководство организации-банкрота пыталось учредить новое юридическое лицо и передать ему процесс управления домом. Так прежняя УК стремилась избавиться от накопленных долгов и продолжить свою сомнительную деятельность.

Для жильцов это оборачивается некачественным оказанием услуг в сфере ЖКХ, а также потенциальным накоплением задолженности перед РСО, природу которой придется выяснять в суде. Ведь недобросовестная УК вряд ли намерена выполнять свои финансовые обязательства.

Предельный срок исполнения обязанностей перед МКД

Процедура банкротства не отменяет реализации условий договора с многоквартирным домом. УК обязана их исполнять до момента:

  • передачи обязательств иной УК, товариществу собственников жилья или жилищному кооперативу;
  • выбора иной компании собственниками помещений в доме либо до проведения открытого конкурса;
  • регистрации ТСЖ или ЖСК в обслуживаемом доме.

Заметим, что при введении внешнего управления работа компании прекращается, однако управление домом должно обеспечиваться до того дня, когда иная организация примет эту обязанность на себя.

Выводы

Если управляющая компания банкротится, жильцам МКД следует проявить бдительность и постараться понять причину несостоятельности УК. Как правило, она вызвана наличием задолженности перед кредиторами из-за неправильного распределения бюджета.

Процедура признания несостоятельности проходит в арбитражном суде. Ее цель — ликвидация УК и максимальное погашение долгов. Если компанией руководят добросовестно, жильцы столкнутся лишь с необходимостью выбора новой управляющей организации.

Источник: https://pravovdom.ru/zhkx/bankrotstvo-upravlyayushhej-kompanii.html

Банкротство предприятий ЖКХ

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Рыночная экономика предполагает участие в ней предприятий, фирм и организаций различных форм собственности и назначения.

В рыночной конкуренции, как известно, побеждает та компания, тот бизнес, который может предоставить самые качественные товары и услуги, по приемлемой для покупателя цене. Но в общем ряду рыночных компаний существует определенная группа бизнесов, которые не могут быть полноценными конкурентами по ряду объективных обстоятельств.

К таким, в первую очередь, относятся те компании, которые принадлежат к разряду естественных монополий, куда в частности относятся и предприятия ЖКХ, начиная от МУП (муниципальных унитарных предприятий) и заканчивая управляющими (УК), прочими сервисными компаниями.

В силу характера и специфики работы таких компаний в рыночных условиях нередко возникают моменты, когда подобные бизнесы могут находиться на грани остановки своей деятельности и даже банкротства.

Это может происходить в силу различных обстоятельств — экономические кризисы, неплатежеспособность населения, крайняя изношенность коммунальных сетей и отсутствие капитального ремонта жилого фонда еще со времен царской России.

В общем определении проблема несостоятельности или  банкротство компаний жкх  имеет свои особенности, и процесс их банкротства немного отличается от общепринятых законодательством норм.

В этой статье будет рассказано о том, в силу каких причин может наступить угроза банкротства копаний и предприятий ЖКХ.

Кто и как может инициировать процедуру их банкротства, а также о том, как происходит  банкротство управляющей компании жкх, чем грозит жильцам, как соблюдаются интересы кредиторов, в том числе и потребителей услуг ЖКХ при проведении процесса банкротства предприятий коммунального хозяйства.

Основные причины банкротства предприятий ЖКХ в российских условиях

Прежде чем приступить к определению и изучению процедуры банкротства предприятий ЖКХ, следует хорошо понимать — в силу каких причин и обстоятельств может наступить несостоятельность подобных компаний.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) − одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами. За последние 10 лет проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование отрасли.

Однако до сих пор остается множество нерешённых проблем, которые в первую очередь обусловлены физическим и моральным износом основных производственных фондов, степень износа которых, по оценкам специалистов, составляет на 2018 год, в среднем порядка 60%, износ коммунальных сетей 62% (тепловых – 62,8%, водопроводных – 64,8%, электросетей – 58,1%).

Утечки и неучтенный расход коммунальных ресурсов достигает порядка 40% в водопроводно-канализационном хозяйстве и 50% в теплоснабжении. Текущее состояние объектов привело к тому, что плановые и предупредительные ремонты практически полностью уступили место аварийным —  восстановительным работам.

В таких условиях трудно говорить о полноценном рыночном бизнесе и существование предприятий ЖКХ нередко просто превращается в борьбу за выживание, что нередко приводит к их банкротству.

Типичными рисками, с которыми сталкивается практически любое предприятие или бизнесы, работающие в российской коммунальной сфере, относятся, прежде всего:

  • Политические риски. Они обусловлены действующей государственной политикой ввиду возможности возникновения убытков или снижения размеров прибыли предприятия. При этом деятельность компаний ЖКХ всегда регулировалась органами власти, т.к. функции владения, управления и регулирования перераспределялись между государством в лице муниципальных властей и различными законодательными инициативами в плане административного регулирования тарифов.
  • Общеэкономические риски. На деятельность коммунальных предприятий, как и на любые другие субъекты экономических отношений, существенное влияние оказывают экономические факторы внешней среды. Это, как правило, инфляция, уровень занятости, стабильность национальной валюты, покупательная способность населения и др. При этом, особое влияние оказывает уровень покупательной способности, непосредственно влияющий на собираемость платежей и, следовательно — на итоговый финансовый результат бизнеса.
  • Социальные риски. Особенность деятельности предприятий ЖКХ заключается в выполнении социально значимых (жизненно важных) функций, что приводит к тому, что любые изменения качества или стоимости оказываемых услуг касаются всех без исключения жителей и других потребителей.

Коммунальные долги – основной риск  банкротства компаний ЖКХ

  • Риски финансовой деятельности занимают значимое место в общем «портфеле рисков» коммунальных предприятий. Основным источником их проявления является низкая собираемость платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги вследствие неплатежеспособности предприятий реального сектора экономики, потребителей услуг, либо целенаправленного отказа от осуществления коммунальных платежей. Кроме того, уязвимой точкой ЖКХ зачастую являются управляющие компании, которые, проработав несколько месяцев, накапливают задолженность перед снабжающими ресурсами организациями и ликвидируются через процедуры банкротства. При таком положении дел поставщики ресурсов просто не могут получить с них деньги и покрыть уже понесенные расходы.
  • криминальные риски, которые нередко ставят под угрозу деятельность всей компании, работающей в сфере ЖКХ. Нередко используются схемы, когда УК создается, как канал вывода бюджетных ассигнований, например, на ремонт жилого фонда через целый ряд подставных фирм — подрядчиков. Кроме этого используются методы и фиктивного банкротства для покрытия убытков или хищения бюджетных средств или денег домовладельцев.

Кроме этих приведенных рисков, также не следует забывать, что в России существует немало регионов (более 70%), находящихся в экстремальных или суровых природных климатических зонах. В таких условиях работать предприятиям очень сложно, особенно если существует недостаток не только  финансирования, но и присутствия современных коммунальных технологий.

Общая  схема банкротства предприятий ЖКХ

В общем смысле процесс банкротства предприятий ЖКХ и алгоритм судебного производства мало отличается от тех норм, которые содержатся в системном законе, посвященному именно банкротству — это ФЗ № 127 от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако кроме этого закона с банкротством компаний, работающих в коммунальной сфере, связано еще несколько законодательных актов, которые нужно иметь в виду при рассмотрении случая банкротства каждого конкретного предприятия — водоснабжения, теплоснабжающая сеть или УК, нанятая самими жильцам МКД (многоквартирного дома).

Такими нормативными документами являются:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 0171 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
  2. Приказ Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр. «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».

Источник: http://tv-bis.ru/bankrotstvo/776-bankrotstvo-predpriyatiy-zhkh.html

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Бесплатная юридическая консультация:

Бизнес в сфере ЖКХ – дело хоть и прибыльное, но очень непростое. Среди основных сложностей, с которыми приходится постоянно сталкиваться предпринимателям – высокая конкуренция, недостаточно проработанное законодательство, большое количество неплательщиков.

Многие могут создать, но не каждый может в таких условиях наладить рабочий процесс, закрепиться на рынке и уберечь свою компанию от банкротства.

Что такое банкротство управляющей организации?

Под банкротством обычно понимается финансовая несостоятельность предприятия, подтверждённая арбитражным судом. Основанием для судебного разбирательства может послужить отказ УК выполнять взятые на себя платёжные обязательства перед РСО и компаниями-кредиторами в течение 3-х календарных месяцев подряд (ст. 3, ФЗ №127).

Среди основных причин банкротства УК можно выделить:

  • значительное ужесточение конкуренции и демпинг со стороны новых игроков;
  • некомпетентность руководства, проблемы с распределением доступных финансовых ресурсов;
  • высокую долю должников среди общего числа клиентов.

Часто масла в огонь подливают также ресурсоснабжающие организации и местная администрация.

Бесплатная юридическая консультация:

В российском законодательстве не предусмотрена особая процедура для подтверждения банкротства управляющей компании. Порядок и условия рассмотрения судом дел о финансовой несостоятельности УК определяются Гражданским кодексом (ст. 61, 65). Дополнением к нему служит Федеральный закон «О банкротстве» (ФЗ №127, от 26 октября 2002 г.).

Этапы банкротства: процедура в многоквартирном доме

Банкротом, как уже было указано выше, юридическое лицо может признать только суд. Процесс это достаточно сложный и длительный. Некоторые дела о банкротстве разбираются судом на протяжении нескольких лет.

Этап I: подача искового заявления

Иск о признании УК банкротом могут подать не только её кредиторы или представители руководства. Есть эта возможность и у жильцов многоквартирного дома, находящегося в ведении сервисной компании. В заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование, регистрационные данные и юридический адрес УК;
  • наименование и контактные данные истца (ФИО, если иск подаётся одним из жильцов);
  • требования к должнику и точный размер взыскиваемой суммы долга;
  • сведения об обязательствах, взятых на себя ответчиком, и доказательства их неисполнения (счета-фактуры, накладные и т. д.);
  • кандидатура временного координатора (если иск подаётся кредиторами).

Исковое заявление о неплатёжеспособности направляется в арбитражный суд по месту регистрации УК (ст. 39, ФЗ №127).

Этап II: начало судебного разбирательства

После поступления иска в местный арбитражный суд назначается дата проведения первого слушания. На нём судья рассматривает доказательства несостоятельности УК, представленные истцом, и выносит постановление о введении процедуры наблюдения или прекращении дальнейшего судебного производства.

Бесплатная юридическая консультация:

Так как деятельность УК подлежит лицензированию, управляющий должен иметь соответствующий аттестат, подтверждающий его квалификацию.

После утверждения в должности управляющий обязан:

  • известить оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве о том, что в отношении должника была инициирована процедура наблюдения;
  • организовать первое совещание кредиторов;
  • провести анализ бюджета УК и представить суду отчёт о результатах своего исследования.

Во время наблюдения сервисная компания работает в прежнем режиме и с прежним руководством.

Этап III: собрание кредиторов и управление УК

За 10 дней до окончания стадии наблюдения управляющим созывается собрание кредиторов. Его участники, после оценки результатов анализа финансового состояния УК, должны обсудить и определить дальнейшую судьбу компании, направив в суд соответствующее ходатайство.

Финансовое оздоровление

Если управляющий уверен, что УК способна самостоятельно рассчитаться с долгами, он может предложить кредиторам начать процесс финансового оздоровления. Руководство компании сохраняет свои полномочия, стадия наблюдения завершается и судом утверждается график погашения задолженностей.

Бесплатная юридическая консультация:

Максимальный срок проведения процедуры финансового оздоровления – 2 года. О верном управлении организацией читайте здесь.

Внешнее управление

Если ресурсы для выплаты долгов у компании есть, но при действующем руководстве рассчитаться с кредиторами не получится, собрание может настоять на введении внешнего управления.

В этом случае руководитель УК и его непосредственные подчинённые будут отстранены от своих должностей. Обязанности по управлению компанией после их увольнения возьмёт на себя внешний управляющий.

Процедура внешнего управления назначается судом на срок не более 18 месяцев.

При необходимости период действия полномочий управляющего можно продлить ещё на полгода.

Конкурсное производство

В самых тяжёлых случаях, когда погасить долги и сохранить компанию невозможно, собрание кредиторов имеет право составить ходатайство о признании ответчика банкротом и открытии в отношении его имущества конкурсного производства. Если суд одобрит это предложение, вся хозяйственная деятельность УК будет приостановлена, а руководство – отстранено от управления.

Бесплатная юридическая консультация:

В ходе производства арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который должен сформировать из имущества должника конкурсную массу и распродать её во время аукциона. Денежные средства, полученные таким образом, будут направлены на погашение задолженностей перед кредиторами в определённом законом порядке.

Максимальный срок конкурсного производства – 6 месяцев.

Этап IV: ликвидация УК

После завершения конкурсной распродажи имущества и выплаты долгов кредиторам судья должен вынести постановление о прекращении судебного производства по делу о банкротстве.

Через 30 дней после этого сотрудники арбитражного ведомства отправляют в Единый госреестр юридических лиц заказное письмо, в котором сообщается о финансовой несостоятельности УК и проведённых в отношении неё мерах воздействия. Этот документ является основанием для внесения в реестр записи о ликвидации управляющей компании.

Банкротство управляющей компании жкх — чем грозит жильцам?

Банкротство управляющей компании – событие неприятное, но вовсе не такое уж опасное и затратное, как кажется на первый взгляд. По крайней мере, для жильцов многоквартирного дома, обслуживание которого ранее осуществляла УК.

Бесплатная юридическая консультация:

Главное – не терять самообладания и бодрости духа. А ещё не забудьте:

  • обратиться в прокуратуру и попросить проверить исполнение условий договора между собственниками и УК;
  • потребовать через суд провести перерасчёт, если свои обязанности УК выполняла халатно или не выполняла вовсе;
  • провести собрание жильцов и выбрать новую сервисную организацию.

Кто за что платит?

Долги УК перед поставщиками и кредиторами – не ваши долги. А значит, вы можете не бояться продажи домового имущества, прилегающих земельных участков и т. д. Всё это – собственность жильцов, которая для погашения задолженностей управляющей компании не используется.

Если у вас имеется задолженность перед управляющей компанией, вы можете погасить её по старым реквизитам. В случае, если долг не удастся выплатить до исключения УК из реестра юридических лиц, остаток суммы будет списан автоматически.

(Санкт-Петербург)

Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?

Бесплатная юридическая консультация:

Хотите предложить для публикации фотографии по теме?

Источник: http://bankrot-stop.ru/bankrotstvo-resursosnabzhajushhej-organizacii/

Рсо это организация

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Рыночная экономика предполагает участие в ней предприятий, фирм и организаций различных форм собственности и назначения.

В рыночной конкуренции, как известно, побеждает та компания, тот бизнес, который может предоставить самые качественные товары и услуги, по приемлемой для покупателя цене. Но в общем ряду рыночных компаний существует определенная группа бизнесов, которые не могут быть полноценными конкурентами по ряду объективных обстоятельств.

К таким, в первую очередь, относятся те компании, которые принадлежат к разряду естественных монополий, куда в частности относятся и предприятия ЖКХ, начиная от МУП (муниципальных унитарных предприятий) и заканчивая управляющими (УК), прочими сервисными компаниями.

В силу характера и специфики работы таких компаний в рыночных условиях нередко возникают моменты, когда подобные бизнесы могут находиться на грани остановки своей деятельности и даже банкротства.

Это может происходить в силу различных обстоятельств — экономические кризисы, неплатежеспособность населения, крайняя изношенность коммунальных сетей и отсутствие капитального ремонта жилого фонда еще со времен царской России.

В общем определении проблема несостоятельности или банкротство компаний жкх имеет свои особенности, и процесс их банкротства немного отличается от общепринятых законодательством норм.

В этой статье будет рассказано о том, в силу каких причин может наступить угроза банкротства копаний и предприятий ЖКХ.

Кто и как может инициировать процедуру их банкротства, а также о том, как происходит банкротство управляющей компании жкх, чем грозит жильцам, как соблюдаются интересы кредиторов, в том числе и потребителей услуг ЖКХ при проведении процесса банкротства предприятий коммунального хозяйства.

Общая схема банкротства предприятий ЖКХ

В общем смысле процесс банкротства предприятий ЖКХ и алгоритм судебного производства мало отличается от тех норм, которые содержатся в системном законе, посвященному именно банкротству — это ФЗ № 127 от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон о банкротстве

Однако кроме этого закона с банкротством компаний, работающих в коммунальной сфере, связано еще несколько законодательных актов, которые нужно иметь в виду при рассмотрении случая банкротства каждого конкретного предприятия — водоснабжения, теплоснабжающая сеть или УК, нанятая самими жильцам МКД (многоквартирного дома).

Такими нормативными документами являются:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 0171 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
  2. Приказ Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр. «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».

Источник: https://akrchel.ru/rso-eto-organizatsiya/

Водоканалы убережёт от банкротств казённый статус

Банкротство ресурсоснабжающей организации

РИА Новости/Игорь Зарембо

В России перестанут создавать новые государственные и муниципальные унитарные ресурсоснабжающие предприятия, а имеющиеся МУПы и ГУПы преобразуют в казённые.

Такую законодательную меру предлагают в Правительстве, чтобы уберечь муниципальное имущество в случае финансовых проблем у предприятий, которые занимаются тепло-, водоснабжением и водоотведением.

Для простых потребителей это должно означать, что угрозы перебоев с водой и теплом из-за финансовых проблем коммунальщиков больше не возникнет.

Кабмин готов на уступки

После того как 11 июля Правительств внесло в Госдуму соответствующий законопроект, он получил неоднозначную реакцию у экспертов жилищно-коммунальной отрасли. В профильном Комитете палаты по энергетике поначалу даже посоветовали отозвать проект на переработку.

Читайте по теме «К законопроекту очень много замечаний, я переговорила с Николаем Николаевым (председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям), у Комитета по природным ресурсам тоже серьёзные претензии», — сообщила председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская.

Парламентарии опасаются, что процедура введения публичного управления может усложнить процесс исправления ситуации как с юридической, так и с практической точки зрения.

Так, в отзыве думского Комитета по ЖКХ говорится, что ко второму чтению из документа надо исключить положения, предусматривающие осуществление процедур банкротства в отношении ГУПов и МУПов, у которых есть непогашенная задолженность, если они переходят в иную организационно-правовую форму.

Также из сферы его регулирования следует убрать организации, которые работают на основании концессионных соглашений и договоров аренды.

Разработчики из Минстроя готовы идти на компромиссы и прислушаются к дельным замечаниям, заверил заместитель главы ведомства Андрей Чибис.

«Проблема долгов унитарных предприятий и безответственного отношения к ним муниципалитетов — критическая, потому что у нас одни из самых главных должников в сфере коммунального комплекса — это как раз эти предприятия. Закрывать глаза было больше невозможно», — рассказал чиновник. Многие члены комитета, которые раньше возглавляли городские администрации, знакомы с такими проблемами на собственном опыте.

Всего законопроект состоит из шести статей. Первые две вносят изменения в федеральные законы «О некоммерческих организациях» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устанавливается запрет на создание и функционирование унитарных предприятий в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Существующие МУПы и ГУПы должны быть преобразованы в казённые предприятия.

Проблема долгов унитарных предприятий и безответственного отношения к ним муниципалитетов — критическая.

По словам Чибиса, после обсуждения с бизнесом и руководителями муниципальных образований в Минстрое пришли к выводу, что кроме казённых предприятий тепло- и водоснабжением разрешат заниматься и государственным бюджетным учреждениям. В случае возникновения долгов их субсидиарно взыщут из муниципального бюджета.

Проблемные предприятия ждёт публичное управление

Также вносятся изменения в законы «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении», в Арбитражный процессуальный кодекс (статьи 3-5).

Этим блоком поправок вводится новый институт публичного управления, который позволит существенно ограничивать права ресурсоснабжающих организаций, в том числе частных, в случае больших проблем.

Их можно будет отстранять от владения и пользования имуществом при угрозе перебоев подачи воды или тепла для потребителей. Соответствующие решения будут принимать комиссии по ЧС по обращению главы региона.

«С одной стороны, участники рынка боятся, что региональные чиновники будут злоупотреблять этими возможностями, с другой, мы видим ситуацию, когда в определённый момент времени после многих предупреждений со стороны муниципальной власти и представлений прокуратуры оказывается, что нет топлива, а бригады не могут справиться с авариями», — пояснил Чибис. При этом полномочий у оказывающихся крайними глав администраций как-то вмешаться в ситуацию нет, из-за чего возникает «серая зона».

Читайте по теме «Сейчас если на котельной висит амбарный замок, ты не вправе туда войти, более того, если всё же входишь туда с МЧС, каждый раз возникают споры — а не превысил ли ты должностные полномочия? В итоге муниципальные чиновники вообще боятся что-то предпринимать», — продолжил замминистра.

Особенно остро эта проблема стоит для маленьких городков.

«Я сам два года назад такую ситуацию решал в Иркутской области — город Вихоревка с 20 тысячами жителей, где было минус 27 градусов», — привёл пример замглавы Минстроя.

По его словам, ко второму чтению предлагаемую кабмином процедуру публичного управления можно подкорректировать, например, запускать её не при риске возникновения чрезвычайной ситуации, а только когда факт ЧС уже зафиксирован.

Готовы в Минстрое изменить и статью 6 законопроекта.

В ней говорится об обязанности предприятий погасить всю кредиторскую задолженность в течение 18 месяцев со дня вступления документа в силу, о чём говорится в его 6-й статье.

Наличие непогашенной задолженности после этого срока влёчет возбуждение в отношении предприятия-должника процедуры банкротства. Ведомство согласно увеличить период с полутора лет до пяти.

Подпускать ли частников к водоснабжению

По мнению Галины Хованской, из сферы регулирования законопроекта следует убрать ресурсоснабжающие организации, которые работают на основании концессий и соглашений о государственно-частном партнёрстве. Иначе отрасль потеряет малейшую привлекательность для инвесторов.

Читайте по теме В том, что в наших реалиях водоснабжение не может нормально функционировать в руках частных компаний, убеждён депутат, экс-мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.

«Водопровод — это кровеносные сосуды города. При теплоснабжении может быть альтернатива, а при водоснабжении её нет.

В конце концов, примите решение, что оно не может быть в частных руках, — сказал парламентарий — Учитывая, что на меня дважды возбуждали уголовные дела за силовой захват котельных в Нижнем, с ОБЭПом ночью пришлось выгонять частников, чтобы запустить тепло в жилые дома, приходилось банкротить водоканал для того, чтобы сделать санацию, в том числе по липовым долгам».

Если частник приходит в коммунальную систему, он делает это за кредитные ресурсы и за собственное вознаграждение. В результате вся нагрузка перекладывается в тарифы для населения, отметил Булавинов.

Объекты водоснабжения и водоотведения по закону не могут находиться в частной собственности, напомнил замглавы Минстроя.

«Они могут быть в аренде, в концессии. Может быть акционерное общество, но в нём не меньше 50 процентов в собственности публичной власти», — добавил он.

Экс-мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышёв поинтересовался, чем должна завершаться ситуация с публичным управлением. «Мы сняли напряжение, но не решили проблему. Так, в Таганроге, где частное лицо выкупило ведомственную котельную. Произошёл коллапс, котельная встала. Хорошо, мы запустили котёл, дали воду, тепло, а дальше что?», — поделился примером законодатель.

Водопровод — это кровеносные сосуды города. При теплоснабжении может быть альтернатива, а при водоснабжении её нет.

Процедура не может продолжаться дольше года, и в Правительстве готовы сдвинуть эти сроки, ответил Чибис.

«Дальше принимается решение насчёт аренды или концессии, если было существенное нарушение условий договора — расторжение и компенсация убытков. В случае, если это частная собственность, компенсация убытков за её счёт тоже возможна», — разъяснил он.

Не все МУПЫ плохи

На сегодняшний день в России 73 процента воды отпускают МУПы и ГУПы, и далеко не у всех проблемы, отметила Елена Довлатова, исполнительный ди⁠ректор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

«У нас прекрасный Водоканал Санкт-Петербурга, которым всем ставят в пример, муниципальный водоканал Екатеринбурга имеет такие технические достижения, которые единственные в мире, — эмоционально пояснила эксперт.

— Одним росчерком пера убрать все МУПы? Давайте перестанем делать изъятия из гражданского законодательства. В Гражданском кодексе хозяйственное ведение — это вещное право, которое распространяется по отношению к неограниченному кругу лиц.

По какому праву мы делаем изъятие в конкретной отрасли из вещного права?»

Читайте по теме С ответственностью публичной власти за те предприятия, которыми она владеет, действительно надо что-то делать, признал генди⁠ректор Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин.

«Получается, что в этой сфере государство является основным нарушителем законодательства и во многом генерит те долги, которые возникают. Поэтому ответственность государства надо усиливать», — сказал он.

Что касается второго блока поправок, то введение публичного управления по отношению к предприятиям, которые находятся под контролем государства, выглядит странно, полагает эксперт. «С теми же арендаторами и концессионерами эту процедуру надо просто предусматривать в договорах», — предложил Макрушин.

Справка

Унитарное предприятие — организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Казённое предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества.

Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов.

Учредитель наделён правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.

Так как у казённых предприятий нет своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит, кроме случаев банкротства. Объявить банкротство казённого предприятия невозможно, чего нельзя сказать об унитарном.

Источник: https://www.pnp.ru/social/vodokanaly-uberezhyot-ot-bankrotstv-kazyonnyy-status.html

Адвокат.ру
Добавить комментарий